Как разделены округа России?

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России – в чем особенности?

Для того чтобы произвести административно-территориальное разделение нашей огромной страны, были выделены различные субъекты государства. С помощью такого деления можно легко составить единую, в частности обособленную, систему органов власти и местного самоуправления. К организации этого процесса имеют отношение не только обширность территорий, принадлежащих стране, но и разнообразные условия: климатические, демографические, экономические – в разных уголках России.

Территориальные единицы РФ

Осуществление административно-территориального деления имеет под собой очень большую правовую подоплеку, система обеспечивает деятельность всего государства и его субъектов в частности.

Административно-территориальное деление России в настоящее время подразумевает 3 уровня:

  • Федеральные округа.
  • Субъекты РФ.
  • Экономические районы.

Федеральные округа РФ

Указом Президента в 2000 году были учреждены федеральные округа России в количестве 7 объектов. Однако в 2010 году действующий на тот момент президент Д. А. Медведев указал выделить из состава Южного ФО территорию, которая стала отдельной и носит название Северо-Кавказского ФО, тем самым увеличив количество округов на 1.

А в 2014 году наша страна присоединила дополнительную территорию, и вместе с тем количество округов увеличилось еще на одну государственную единицу – Крымский ФО.

Центральный федеральный округ, административным центром которого является столица РФ – город Москва, включает в себя 18 субъектов: 17 – это области в западной части страны и 1 город федерального значения. Это достаточно большой по плотности населения округ, а также самый урбанизированный. Своей большой популярностью он обязан расположению здесь большому, густонаселенному и самому экономически привлекательному городу страны – Москве.

Северо-Западный ФО располагается в северо-западной части страны, охватывает 11 субъектов РФ, из которых 7 областей, 2 республики, один автономный округ и один город федерального значения – Санкт-Петербург.

Южный ФО расположен южнее Центрального ФО, охватывает 6 субъектов РФ: 4 области и 2 республики. Это достаточно интересная с экономической точки зрения территория, здесь сосредоточено 73% термальных вод страны и 30% минеральных. Кроме того, округ обеспечивает население всего государства продукцией сельского хозяйства.

Дальневосточный ФО располагается на Дальнем Востоке страны. В состав этого округа России входит 9 единиц: 3 области, 3 края, 1 автономная область, 1 автономный округ, 1 республика. Здесь расположены богатые запасы золота и алмазов, нефти и газа, а в прибрежной зоне водится большое количество рыбы.

Сибирский ФО – еще одна уникальная территория государства. Кроме того что это самое большое вместилище охотничьих угодий, отличительной чертой этого округа России являются экстремальные условия Крайнего Севера для проживания. В состав округа входят 5 областей, 3 края, 4 республики.

На Урале расположился Уральский ФО, включающий 4 области и 2 автономных округа. Это своеобразный мост между двумя мирами: Европой и Азией. Здесь сложилась воедино совокупность условий Дальнего Севера и южный климат побережья Карского моря.

К юго-востоку от Центрального ФО располагается Приволжский ФО. В него входит 6 республик, 1 край, 7 областей.

Северо-Кавказский ФО не самый молодой, но моложе, чем другие округа России. Образовался на Северном Кавказе в 2010 году, включает в себя 6 республик и 1 край.

Последний присоединившийся к территории России округ – Крымский. Здесь располагается Крымская республика и город Севастополь федерального значения. Располагается ФО на территории Крымского полуострова и является самым маленьким среди других.

Субъекты Российской Федерации

Все субъекты РФ в совокупности и образуют нашу страну. На сегодняшний день такое звание могут носить все без исключения области страны, края и города федерального значения, а также республики, автономные области и автономный округ, который всего один в нашем государстве.

Как по отношению к органам государственной власти, так и по отношению друг к другу все субъекты РФ имеют равные права. Местные органы власти могут решать ряд проблем на региональном уровне, однако подчиняются в любом случае все администрации президента.

Автономные округа РФ

В составе некоторых областей нашего государства есть особые территории, носящие автономный характер и поэтому названные автономными округами. С самого начала задумывались эти автономии как национально обобщенные и одновременно отделенные от других территории.

На сегодняшний день образовались автономные округа России в количестве 4.

Автономные округаТерриторияАдминистративный центр
1Ненецкий176810 кв. кмг. Нарьян-Мар
2Ханты-Мансийский – Югра534801 кв. кмг. Ханты-Мансийск
3Чукотский721481 кв. кмг. Анадырь
4Ямало-Ненецкий769250 кв. кмг. Салехард

Городские округа РФ

В Российской Федерации название городского округа носит городское поселение, не входящее в состав муниципального образования. При этом такое образование имеет полномочия как поселения, так и муниципалитета.

С самого начала городские округа России задумывались как самые большие, экономически и промышленно важные города страны. Примерно так и произошло в 2003-2005 годах. Кроме того, статус округа получили города, не имеющие особых заслуг в экономике, но занимающие большую территорию и обладающие высокой урбанизацией.

Такая реформа не получила большого признания, так как в это время другие высоко промышленные города продолжали входить в состав того или иного муниципального образования. На начало 2014 года насчитывалось 520 городских округа России, причем это не только города, но и поселки. Кроме того, в последние года в состав городских округов начали входить целые муниципальные районы.

Как разделены округа России?

Каждый субъект федерации, имеет свою

исполнительную (губернатора или главу),
законодательную (региональные парламенты)
и судебную (конституционный суд субъекта)

Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Согласно Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из:

  • республик,
  • краев,
  • областей,
  • городов федерального значения,
  • автономной области,
  • автономных округов.
Перечень республик РФ
  1. Республика Адыгея (Майкоп)
  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)
  3. Республика Башкортостан (Уфа)
  4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)
  5. Республика Дагестан (Махачкала)
  6. Республика Ингушетия (Магас)
  7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)
  8. Республика Калмыкия (Элиста)
  9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)
  10. Республика Карелия (Петрозаводск)
  11. Республика Коми (Сыктывкар)
  12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)
  13. Республика Мордовия (Саранск)
  14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)
  15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)
  16. Республика Татарстан (Казань)
  17. Республика Тыва (Кызыл)
  18. Удмуртская Республика (Ижевск)
  19. Республика Хакасия (Абакан)
  20. Чеченская Республика (Грозный)
  21. Чувашская Республика (Чебоксары)
  22. Республика Крым (Симферополь)

Перечень областей РФ
  1. Амурская область
  2. Архангельская область
  3. Астраханская область
  4. Белгородская область
  5. Брянская область
  6. Челябинская область
  7. Воронежская область
  8. Иркутская область
  9. Ивановская область
  10. Калининградская область
  11. Калужская область
  12. Кемеровская область
  13. Кировская область
  14. Костромская область
  15. Курганская область
  16. Курская область
  17. Ленинградская область
  18. Липецкая область
  19. Магаданская область
  20. Московская область
  21. Мурманская область
  22. Нижегородская область
  23. Новгородская область
  1. Новосибирская область
  2. Омская область
  3. Оренбургская область
  4. Орловская область
  5. Пензенская область
  6. Псковская область
  7. Ростовская область
  8. Рязанская область
  9. Сахалинская область
  10. Самарская область
  11. Саратовская область
  12. Смоленская область
  13. Свердловская область
  14. Тамбовская область
  15. Томская область
  16. Тверская область
  17. Тульская область
  18. Тюменская область
  19. Ульяновская область
  20. Владимирская область
  21. Волгоградская область
  22. Вологодская область
  23. Ярославская область
Перечень краёв РФ
  1. Алтайский край (Барнаул)
  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)
  3. Хабаровский край (Хабаровск)
  4. Краснодарский край (Краснодар)
  5. Красноярский край (Красноярск)
  6. Пермский край (Пермь)
  7. Приморский край (Владивосток)
  8. Ставропольский край (Ставрополь)
  9. Забайкальский край (Чита)

Перечень городов федерального значения РФ
  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Севастополь

Перечень автономных областей РФ
  1. Еврейская автономная область (Биробиджан)
Перечень автономных округов РФ
  1. Ненецкий автономный округ (Нарьян-Мар)
  2. Ханты-Мансийский автономный округ (Ханты-Мансийск)
  3. Чукотский автономный округ (Анадырь)
  4. Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард)

2. Федеральные округа

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Федеральные округа были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

Название
федерального округа
1ЦентральныйМоскваБелгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская областьОрловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область

Город Москва2ЮжныйРостов-на-ДонуРеспублика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский крайАстраханская область
Волгоградская область
Ростовская область3Северо-ЗападныйСанкт-ПетербургРеспублика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская областьМурманская область
Новгородская область
Псковская область
Ненецкий автономный округ

Город Санкт-Петербург4ДальневосточныйХабаровскРеспублика Саха (Якутия)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский крайАмурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ5СибирскийНовосибирскРеспублика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский крайКрасноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область6УральскийЕкатеринбургКурганская область
Свердловская область
Тюменская областьЧелябинская область
Ханты-Мансийский автономный округ
— Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ7ПриволжскийНижний НовгородРеспублика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская областьНижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Ульяновская область
Самарская область
Саратовская область
Пермский край8Северо-КавказскийПятигорскРеспублика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская РеспубликаРеспублика Северная Осетия
Чеченская Республика
Ставропольский край9Крымский

СимферопольРеспублика КрымГород Севастополь

3. Время в России

Границы часовых зон проходят по границам субъектов Российской Федерации, каждый субъект входит в одну часовую зону, за исключением Якутии (3 часовые зоны) и Сахалинской области (2 часовые зоны).

Список федеральных округов и субъектов Российской Федерации

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе ( www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых, нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

Содержание:

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия — Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

Административно – территориальное деление Российской Федерации

Административно-территориальное деление по субъектам Российской Федерации

РегионРайоныГородаГородские районы и округаПГТСельские н.п.
Российская Федерация186810963271353153784
Центральный федеральный округ4223086831959967
Белгородская область21112181574
Брянская область27164242671
Владимирская область1623392475
Воронежская область32156211832
Ивановская область21174142998
Калужская область24193103179
Костромская область241273502
Курская область28103222775
Липецкая область18841590
г. Москва110
Московская область3880696137
Орловская область2474132921
Рязанская область25124232747
Смоленская область25153124888
Тамбовская область2383121710
Тверская область36234289526
Тульская область23205243416
Ярославская область17116136026
Северо-Западный федеральный округ1551453614629654
Архангельская область21149213969
в т.ч.Ненецкий автономный округ1241
Вологодская область261598005
Калининградская область1321531081
Республика Карелия161311775
Республика Коми1210129725
Ленинградская область1731322882
Мурманская область516312136
Новгородская область2110153727
Псковская область2414148354
г. Санкт-Петербург118
Южный федеральный округ25913552949620
Республика Адыгея725224
Астраханская область11648429
Волгоградская область33198231496
Республика Дагестан41103191591
Республика Ингушетия44641
Кабардино-Балкарская Республика1082167
Республика Калмыкия133262
Карачаево-Черкесская Республика1047137
Краснодарский край382612121723
Ростовская область4323872261
Республика Северная Осетия – Алания8641201
Ставропольский край261937736
Чеченская Республика15543352
Приволжский федеральный округ4481977729734351
Республика Башкортостан5421734532
Кировская область39184424389
Республика Марий Эл144151596
Республика Мордовия2273141287
Нижегородская область48288624818
Оренбургская область3512711718
Пензенская область28114161462
Пермский край33257383713
Самарская область271112161311
Саратовская область38186271813
Республика Татарстан43217193082
Удмуртская Республика256571957
Ульяновская область216430960
Чувашская Республика-Чувашия219371713
Уральский федеральный округ11911525795854
Курганская область24961230
Свердловская область304712261847
Тюменская область38293341537
в т.ч.Ханты-Мансийский автономный округ – Югра91624167
в т.ч.Ямало-Ненецкий автономный округ785101
Челябинская область273010131240
Сибирский федеральный округ3251305923311608
Республика Алтай101245
Алтайский край6012571610
Республика Бурятия216316623
Забайкальский край3110441750
Иркутская область33227541487
Кемеровская область192014231075
Красноярский край48237401707
Новосибирская область301410171558
Омская область3265211516
Томская область16641644
Республика Тыва1751139
Республика Хакасия8512254
Дальневосточный федеральный округ14066101852730
Амурская область20921598
Еврейская автономная область521199
Камчатский край113580
Магаданская область822857
Приморский край2212530616
Сахалинская область17155223
Хабаровский край177524427
Чукотский автономный округ731345
Республика Саха (Якутия)331348585

Сверено по: Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2008 года: статистический сборник. Росстат. – М:, 2008, с. 10-12

В последнее время в прессе и в политических кругах все чаще муссируется тема очередной реформы АТД, несмотря на почти 50-летнюю устойчивость существующей системы АТД России; существуют два подхода к ее проведению — унитарный и дифференцированный. В первом случае все субъекты федерации должны иметь равные права и не должно быть различий между рядовыми (областями, краями) и особыми субъектами (национальными республиками, округами, городами федерального значения). Во втором — наоборот, ранжируются субъекты федерации на два сорта — простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода особым в первую очередь относят, естественно, национальные республики; хотя число их в 2,5 раза меньше, чем областей и краев, тем не менее они считаются более важными в политическом плане, чем рядовые.

Ярким примером первого подхода является идея В.В. Жириновского разделить всю территорию России на 7 огромных губерний, которые чем-то напоминают «большие» госплановские области 1929 г., но в отличие от них «режут по живому» некоторые старые экономические районы, при этом ряд губернских центров имеют сильный эксцентриситет по отношению ко всей территории губернии (Нижний Новгород вместо Самары). Эти губернии должны включать, по его мнению, следующие субъекты.

1. Северная. Состав: республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ, области Архангельская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская. Центр — Санкт-Петербург. Территория — 1880,3 тыс. км2.

2. Московская. Состав: области Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, город Москва. Центр — Москва. Территория — 448,8 тыс. км2.

3. Южная. Состав: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Чеченская; края Краснодарский и Ставропольский; области Астраханская и Ростовская. Центр — Ростов-на-Дону. Территория — 500,3 тыс. км2.

4. Поволжская. Состав: республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия; области — Волгоградская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Центр — Нижний Новгород. Территория — 656,6 тыс. км2.

5. Уральская. Состав: республики Башкортостан и Удмуртская, Коми-Пермяцкий автономный округ; области Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская. Центр — Екатеринбург. Территория — 1091,6 тыс. км2.

6. Сибирская. Состав: республики Алтай, Тыва, Хакасия; автономные округа Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Ямало-Ненецкий; края Алтайский и Красноярский; области Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская. Центр — Новосибирск. Территория — 5638,2 тыс. км2.

7. Дальневосточная. Состав: республики Бурятия и Саха (Якутия), Еврейская АО; автономные округа Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский; края Приморский и Хабаровский; области Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская. Центр — Хабаровск. Территория — 7127,7 тыс. км2.

Второй подход в перекройке АТД ярко представлен в высказываниях А. Тулеева в феврале 2000 г. о необходимости объединить «простые» субъекты федерации в более крупные для лучшей управляемости страны, не трогая при этом национальные республики, Москву и Санкт-Петербург. В результате такого объединения на территории страны должно остаться 30—35 субъектов федерации вместо нынешних 89. По всей видимости, существуют и иные проекты пересмотра системы АТД России. Общая идея всех таких проектов, как унитарных, так и дифференцированных, — стремление к укрупнению единиц АТД. Таким образом, назревает новая волна изменений в системе АТД, которая напоминает реформы
Павла I и первую советскую. Отражением этих стремлений служит известный указ от 13 мая 2000 г. о формировании 7 «президентских» федеральных округов, на удивление имеющих много общего с губерниями В.В. Жириновского*.

Современное-административно территориальное деление России

Административно-территориальное устройство – одна из важнейших на сегодняшний день составляющих организации общества в территориальном отношении. На его основе выстраивается система органов местного самоуправления, государственной власти, совокупность рыночных институтов, система различных общественных объединений. Роль политико-территориального деления в условиях России особенно важна из-за обширности территории этой страны, из-за разнообразия географических, экономических, национальных, природных

и демографических особенностей. Это обеспечивает актуальность данной темы.

В сегодняшнем обществе политико-территориальное устройство – не просто перечень названий, а сложный механизм, связанный с общественной и государственной формой управления. Он является базой для политической, экономической, организаторской, идеологической деятельности субъектов и государства в целом.

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия – уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них – национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип – административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Количество субъектов РФ и их особенности

Рассмотрим особенности административно-территориального деления России более подробно. Российская Федерация в административном отношении состоит из 89 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва) и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.

Каждый регион (кроме Санкт-Петербурга и Москвы) делится, в свою очередь, на административные районы. Административно-территориальное деление России, кроме того, включает городские округа и районы, города, волости, сельсоветы, поселки городского типа.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело – двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы – высшие должностные лица (президент – в республиках, губернатор – в областях, мэр – в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр – в областях, столица – в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

История административно-территориального деления России в дореволюционный период

Наша страна – государство, имеющее богатую историю. Поэтому административно-территориальное деление России нельзя рассматривать, не оглядываясь в прошлое. Так, в дореволюционный период существовали единицы, которые после прихода большевиков были упразднены. Это уезды, волости, генерал-губернаторства и губернии.

Волости

В Древней Руси волостью считалась вся территория некоторой земли (княжества), подчиненная городу сельская территория, полусамостоятельный удел. С конца 14 века она начинает рассматриваться как часть уезда, а с 1861 года становится единицей сословного крестьянского управления.

Уезды

С 13 века уездом считалась совокупность волостей, которые тяготели к тому или иному центру. Он управлялся наместниками князя, а начиная с 17 века – воеводой. С 18 века уезд входил в состав губернии. В нем с 1775 года осуществлялась исправником полицейско-административная власть, это была низшая финансовая, судебная и административная единица.

Губернии

Административно-территориальное деление России было отмечено тем, что основной единицей с 1708 года была губерния. В ее состав входили уезды. При этом некоторые губернии объединялись, формируя генерал-губернаторства. В России к 1917 году было 78 губерний. Из них 25 перешли к Прибалтийским государствам, Финляндии, Польше.

Генерал-губернаторства

В России генерал-губернаторства существовали с 1775 по 1917 год. В состав их входила одна или несколько областей или губерний. Управлялись они генерал-губернатором.

Особенности устройства СССР

Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение – город – район – республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение – район – город -область(край) – республика – СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть “старше”, чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна – это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР – ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Сходство устройства современной России с устройством СССР

Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых – республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями “район-город”. Эта система деления досталась нашей стране в “наследство”. Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.

Реформирование системы

Необходимость изменения административно-территориального деления России недавно была осознана. Современный этап отмечен кардинальным ее реформированием. Относительно недавно был сделан первый шаг в данном направлении, которым стал Указ президента РФ, изданный 13 мая 2000 года. В нем говорилось о создании семи федеральных округов, а также об утверждении Положения и необходимости учреждения полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.

Созданные федеральные округа современное административно-территориальное деление России в корне не меняют. Однако они являются стратегической формой упрочения вертикали власти в нашей стране. Федеральные округа в дальнейшем будут являться основой, на которой будет строиться административно-территориальное деление России. Перспективы их развития, по крайней мере, на сегодняшний день именно такие.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Российская Федерация делится на 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономную область, 4 автономных округа. Большинство субъектов Федерации по территории и экономическому потенциалу равны европейской стране средней величины.

Субъекты федерации группируются в 9 федеральных округов и 12 экономических районов.

Центральный федеральный округ (ЦФО) , административный центр — город Москва

Белгородская область,
Брянская область,
Владимирская область,
Воронежская область,
Ивановская область,
Калужская область,
Костромская область,
Курская область,
Липецкая область,
Московская область,
Орловская область,
Рязанская область,
Смоленская область,
Тамбовская область,
Тверская область,
Тульская область.
Ярославская область,
город Москва.

Южный федеральный округ (ЮФО) , административный центр — город Ростов-на-Дону

Республика Адыгея,
Республика Калмыкия,
Краснодарский край,
Астраханская область,
Волгоградская область,
Ростовская область.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) , административный центр — город Санкт-Петербург

Республика Карелия,
Республика Коми,
Архангельская область,
Вологодская область,
Калининградская область,
Ленинградская область,
Мурманская область,
Новгородская область,
Псковская область,
город федерального значения Санкт-Петербург,
Ненецкий автономный округ.

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) , административный центр — город Хабаровск

Республика Саха (Якутия),
Камчатский край,
Приморский край,
Хабаровский край,
Амурская область,
Магаданская область,
Сахалинская область,
Еврейская автономная область,
Чукотский автономный округ.

Сибирский федеральный округ (СФО) , административный центр — Новосибирск

Республика Алтай,
Республика Бурятия,
Республика Тыва,
Республика Хакасия,
Алтайский край,
Забайкальский край,
Красноярский край,
Иркутская область,
Кемеровская область,
Новосибирская область,
Омская область,
Томская область.

Уральский федеральный округ (УФО) , административный центр — Екатеринбург

Курганская область,
Свердловская область,
Тюменская область,
Челябинская область,
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра,
Ямало-Ненецкий автономный округ.

Приволжский федеральный округ (ПФО) , административный центр — Нижний Новгород

Республика Башкортостан,
Республика Марий Эл,
Республика Мордовия,
Республика Татарстан,
Удмуртская Республика,
Чувашская Республика,
Кировская область,
Нижегородская область,
Оренбургская область,
Пензенская область,
Ульяновская область,
Самарская область,
Саратовская область,
Пермский край.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) , административный центр — город Пятигорск

Республика Дагестан,
Республика Ингушетия,
Кабардино-Балкарская Республика,
Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Северная Осетия,
Чеченская Республика,
Ставропольский край.

Крымский федеральный округ (КФО) , административный центр — город Симферополь

Республика Крым,
Город федерального значения Севастополь.

Российская Федерация делится на муниципальные образования,— в границах которых наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2014 года в России существует 22 777 муниципальных образований.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Органы государственной власти Российской Федерации делятся на три ветви: представительную (законодательную), исполнительную и судебную.

Высший орган представительной власти — Федеральное собрание, двухпалатный парламент (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя палата — Государственная дума).

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Правительство Российской Федерации возглавляет Председатель Правительства.

85 cубъектов Российской Федерации имеют собственные (региональные) органы представительной и исполнительной власти.

Главой исполнительной власти субъекта Федерации является губернатор.

Читайте также:  Какой фирмы бензопилу купить?
Ссылка на основную публикацию