ЕСПЧ – что это такое?

Адвокат в ЕСПЧ

Вы здесь

На какие страны распространяется юрисдикция Европейского суда по правам человека и к чему это обязывает обе стороны?

Местом его дислокации стал Страсбург (Франция), а именно Дворец прав человека. Под юрисдикцию Суда подпадают все страны, что подписали Европейскую Конвенцию.

Исторический момент

Европейский Суд учредили в 1959 году, этот орган с 1998 года поглотил все полномочия, что были разделены ранее между Судом, Комиссией и Комитетом министров СЕ (Совета Европы). Этот международный орган рассматривает в установленном международным правом порядке обращения и жалобы граждан, права и свободы которых были ущемлены в государствах-участниках СЕ. За несоблюдение регулируемых конвенцией норм может наступить должная правовая реакция – индивидуальная жалоба.

Весь период существования Суда международного значения позволил мировому сообществу утвердиться во мнении что ЕКПЧ – уважаемый и влиятельный, а еще эффективный инструмент защиты человеческих прав на международном уровне. Этот регулирующий механизм действенен не только на территории Европы, а и по всему миру. На данном этапе развития всего 47 государств, являющиеся участниками СЕ, автоматически становятся членами Европейского суда, регулирующего права человека.

Государства-участники Совета Европы, находящиеся под юрисдикцией ЕСПЧ:

Австрия, Азербайджан, Андорра, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Македония, Польша, Россия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Турция, Словения, Финляндия, Украина, Франция, Черногория, Чехия, Хорватия, Эстония, Швейцария, Швеция.

Дела, попадающие под влияние Европейского Суда

ЕСПЧ не имеет полномочий в рассмотрении уголовных дел и вынесении приговоров по ним. Основоположное предназначение этого органа – проверка достоверности соблюдения обязанностей теми государствами, что являются подписантами ЕКПЧ. В вынесенном Судом решении должен фигуририровать факт наличия или отсутствия нарушений по выполнению обязательств, предусмотренных международным договором.

Предусмотрено три уровня нарушений, что подлежат рассмотрению ЕСПЧ:

1. Случаи, где нарушение норм по ЕКПЧ наблюдаются со стороны государственной власти. В качестве примера: сотрудник правоохранительных органов ведет себя по отношению к заключенному жестоко и неуважительно, тем самым унижает человеческое достоинство, а, значит, нарушая права гражданина. В этой ситуации нарушается запрет на пытки, что оговаривается в ЕКПЧ.
2. Ненадлежащее выполнение своих обязательств государством. В частности, когда нет полномерного расследования дела, ущемляются права потерпевшей стороны, а, значит, не наступает восстановление тех правах что были нарушены.
3. Невыполнение государством норм конвенции международного значения. На этом уровне находятся дела, в течение которых права гражданина не были защищены государством.

Практически в каждом государстве-участнике СЕ имели место нарушения на каждом из уровней. 1959-1998 годы – тот период, за который ЕСПЧ сумел рассмотреть тысячи дел, основная часть которых включала в себя индивидуальные жалобы граждан. Как показывает современная практика нормы, включенные в I раздел Конвенции и еще в протоколы дополнений к этому разделу, приобретают ту трактовку, что дает им Европейский Суд.

Для выполнения своей основной функции, а именно выполнения обязательств странами-подписантами ЕКПЧ, Европейский Суд берет на себя обязательство рассмотрения конкретного случая, а также вынесения вердикта по нему. К производству принимаются те индивидуальные жалобы, что были поданы одним из участников. Заявителем может выступать:

• Физическое лицо;
• Группа граждан;
• Неправительственная организация;
• Государство – член СЕ.

Таким образом, все граждане, их объединения, неполитические организации, что попадают под юрисдикцию государства-подписанта ЕКПЧ, могут напрямую обращаться в ЕСПЧ за восстановлением справедливости, если имеет место факт нарушения свобод, прав, регулируемых Конвенцией. Страна-подписант международного договора имеет право обратиться с жалобой на нарушение конвенционных норм другим членом СЕ. Но обращение может иметь место, когда соблюдены некоторые условия.

Условия, соблюдение которых, позволяет обращаться в Европейский Суд

• Предмет. Стать предметом жалобы могут исключительно права, прописанные в тексте ЕКПЧ и в ее Протоколах. Несмотря на то, что перечень регулируемых норм очень широк, он не охватывает всех современных прав, встречающихся в новейшем конституционном законодательстве современных стран. Например, право на социальное обеспечение, на труд-нормы, что регулируются другим международным документом, а именно Европейской Социальной Хартией. Следовательно, такие положения не могут попасть под юрисдикцию ЕСПЧ.
• Субъект. Участником процесса, истцом может быть исключительно потерпевший. И в тех случаях, когда с обращением выступает группа лиц, каждый из них будет являться отдельным участником процесса и отстаивать собственные интересы.
• Сроки. Подавать жалобу следует не позднее как через 6 месяцев после вынесения решения государственным судебным органом.
• Ратификация. В ЕСПЧ могут рассматриваться исключительно те нарушения, что имели место после даты ратификации ЕКПЧ государством, под юрисдикцией которого находится потерпевший.
• Соблюдение всех судебных ступеней. Жалоба может быть принята к рассмотрению лишь после прохождения иска по всем внутригосударственным судебным инстанциям.

ЕСПЧ – что это такое?

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

Читайте также:  Нужны ли права на квадроцикл в России?

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. [3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова [4] [5] , в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению [6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб [7] .

Примечания

  1. Мэр Томска выиграл суд в СтрасбургеБи-би-си
  2. Доступ россиян к Европейскому суду хотят усложнить. «Новая газета» (7 июля 2007). Проверено 21 августа 2008.
  3. Статистика решений Суда: нарушения по статьям ЕСПЧ и по странам. 1998—2008 (англ.)
  4. Адвокаты Александра Макарова получили ответ из Европейского Суда 20 апреля 2007
  5. Жалоба в Европейский Суд отправлена 2 мая 2007
  6. Европейский суд по правам человека начал рассматривать дело томского мэра Александра Макарова
  7. Полный текст решения Европейского суда

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт (англ.) (фр.)
  • Сайт о ЕСПЧ (рус.)
  • Факты и статистика о Суде 1998—2008 (англ.)
  • Законодательство о правах человека: Европейский суд по правам человека
  • Информационная система по документам Европейского суда по правам человека
  • Юридические услуги по составлению жалоб в ЕСПЧ
  • Решения ЕСПЧ на русском: espch.ru, umn.edu, hri.ru
  • Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка
  • Как Кремль обходится с жалобщиками? Затыкает им рот
  • Россия и Европейский Суд по правам человека // Центр «Демос»

Решения суда

  • Европейский суд признал очередной факт пыток в России
  • Европейский суд по правам человека недоступен для россиян
  • Решения Европейского суда по прецедентным делам
  • Решения Европейского суда по делам против России
  • Церковь сайентологии города Москвы выиграла дело против России в Европейском суде по правам человека
Институты Совета Европы
Международные институты и организации по правам человека
Органы ООН
Региональные органы
АфрикаАфриканская комиссия по правам человека и народов (англ.) · Африканский суд по правам человека и народов (англ.)
ЕвропаЕвропейский суд по правам человека · Европейский комитет по предупреждению пыток (англ.) · Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью · Европейский комитет по социальным правам (фр.) · Консультативный комитет Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств · Европейский комитет по миграции · Европейский форум цыган и кочевников · Комитет экспертов Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств · Группа экспертов по противодействию торговле людьми · Бюро демократических институтов и прав человека · Агентство ЕС по правам человека (англ.)
АмерикаМежамериканская комиссия по правам человека (англ.) · Межамериканский суд по правам человека (англ.)
Международные представители
Ведущие НПО

В отличие от большинства международных конвенций, носящихся зачастую только декларативный характер, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953 года, не только провозгласила фундаментальные права и свободы, но и создала специальный юридический механизм их защиты. Первоначально он был представлен тремя институтами: Еврокомиссией по правам человека, Европейским судом и Комитетом министров Совета Европы. Сегодня все судебные полномочия сосредоточены в одной инстанции – Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Основная информация о Европейском суде:

  1. Европейский суд по правам человека находится в г. Страсбурге, Франция, Дворец прав человека. Здесь же расположен и Совет Европы.
  2. Суд основан в 1959 году. На первоначальном этапе проверка жалоб на приемлемость относилась к компетенции Европейской комиссии по правам человека, рассмотрение жалоб – к компетенции ЕСПЧ. С 1 ноября 1998 года действует только Европейский суд.
  3. Число судей Европейского суда по правам человека – 47, что равно количеству государств, входящих в Совет Европы. Состав ЕСПЧ формируется ПАСЕ: одно государство – один судья, который избирается из 3-х предложенных государством кандидатур.
  4. Срок полномочий судьи Европейского суда по правам человека – 9 лет, без права переизбрания, или меньший срок при условии достижения судьей 70-летнего возраста.
  5. Официальные языки Европейского суда по правам человека – английский и французский (для делопроизводства).
  6. Финансирование деятельности – бюджет Совета Европы, который формируется за счет вносов государств-участников.
  7. Официальный сайт — echr.coe.int.

Организация (структура) Европейского суда по правам человека:

  1. Пять секций – основные административные единицы, формируемые на 3-летний срок. В составе каждой секции – президент, вице-президент, судьи.
  2. Комитеты – формируются в каждой секции на срок 12 месяцев, состоят из 3 судей. Основная компетенция – оценка приемлемости жалобы, отбор дел для рассмотрения палатой, принятие решения по существу дела при условии, что это позволяет сделать устойчиво сложившаяся судебная практика.
  3. Палаты Европейского суда – ключевые юридические подразделения, формируются для непосредственного рассмотрения дел, состоят из 7 судей: президент секции, в ведение которой передано дело, судья от государства, против которого подана жалоба, и пять судей, назначаемых в порядке очередности.
  4. Большая палата – юридическое подразделение, формируется на 3 года, рассматривает наиболее сложные и особые дела, состоит из 17 судей: Президент ЕСПЧ, вице-президенты ЕСПЧ, президенты секций, судья от государства, в отношении которого подана жалоба, и судьи, выбранные согласно жребию. Большая палата также является инстанцией для обжалования решений ЕСПЧ.
  5. Секретариат Европейского суда по правам человека – вспомогательное административно-юридическое подразделение ЕСПЧ, состоящее из юристов, технического персонала, переводчиков и других сотрудников.
  6. Судья ad hoc – назначается страной, против которой подана жалоба, участвует в заседаниях по рассмотрению дела, когда национальный судья этого сделать не может, освобожден от участия или отказывается участвовать.
Читайте также:  Как ребенку поменять фамилию без согласия отца?

Юрисдикция ЕСПЧ и процедуры рассмотрения жалоб:

  1. Юрисдикция Европейского суда по правам человека – все страны Совета Европы (на сегодняшний день – 47 государств).
  2. Основание обращения в Европейски суд по правам человека – допущенные государством-ответчиком нарушения Конвенции и Протоколов. ЕСПЧ не является наднациональной судебной инстанцией для обжалования решений национальных судов и не занимается их пересмотром.
  3. Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы частных лиц, коллективные жалобы частных лиц, жалобы юридических лиц, являющихся неправительственными организациями, а также жалобы государств к государствам.
  4. Предмет жалобы – нарушения Конвенции и (или) Протоколов к ней. Обязательное условие допуска жалобы к рассмотрению Судом – соответствие требованиям приемлемости.
  5. Срок подачи жалобы в Европейский суд – 6 месяцев со дня вынесения окончательного решения по делу на национальном уровне.
  6. Судебное разбирательство – это два последовательных этапа: оценка приемлемости жалобы и рассмотрение по существу. Полная процедура рассмотрения жалобы включает: судья ЕСПЧ единолично – комитет секции – палата секции – Большая палата. Судья вправе единолично принять решение о неприемлемости жалобы, если неприемлемость очевидна. На уровне комитета принимаются решения о приемлемости/неприемлемости жалобы и рассмотрении дела по существу, если решение очевидно исходя из прецедентного права ЕСПЧ. Палата – основной орган, занимающийся разрешением жалоб. Часто палаты одновременно рассматривают вопрос о приемлемости жалобы и ее рассмотрении по существу. Большая палата вправе рассматривать жалобы по существу, а также пересматривать решения палат ЕСПЧ.
  7. Основная форма судебного разбирательства – изучение, правовой анализ и оценка представленных сторонами материалов. Однако, сочтя это необходимым, Суд может назначить открытые (как правило) или закрытые слушания по делу. В открытые заседания приглашаются участники спора, допускаются СМИ и публика, а слушание записывается и транслируется на сайте ЕСПЧ.
  8. Стороны вправе представлять свои интересы в Суде лично и (или) с помощью адвоката.
  9. Полномочия Европейского суда по правам человека не ограничиваются только «бумажной» работой. ЕСПЧ вправе организовывать и проводить полноценные расследования, в том числе выездного характера – по месту указанных в жалобах нарушений. Кроме того, Суд вправе привлекать к разбирательствам экспертов и поручать им работу с заявителями и доказательствами на месте.
  10. Компетенция Европейского суда по правам человека позволяет принимать предварительные решения обеспечительного характера. Зачастую такие решения призывают государство-ответчика не совершать определенные действия, в связи с которыми подана жалоба, до завершения разбирательства.
  11. Совещания суда, где принимаются решения, носят закрытый характер.
  12. До принятия решения по существу стороны вправе заключить мировое соглашение, что влечет прекращение разбирательства, но только после изучения Судом условий достигнутых договоренностей и признания их приемлемыми для завершения судебного процесса.
  13. Сроки рассмотрения дел в ЕСПЧ – не установлены, различаются по каждому делу.
  14. «Пилотные дела» – практика ЕСПЧ последних лет, связанная с огромным наплывом одинаковых жалоб. Такая процедура предусматривает выборку однотипных жалоб в отношении одного и того же государства, рассмотрение из выборки одной или нескольких жалоб по существу и последующую разработку мер рекомендательного характера по совершенствованию законодательства в стране-ответчике. По всем другим жалобам выносятся решения аналогичные «пилотному делу».
  15. Содержание решения (постановления) ЕСПЧ – наличие/отсутствие заявленных нарушений Конвенции, и в случае удовлетворения жалобы – присуждение денежной компенсации.
  16. Решения ЕСПЧ обязательны для сторон дела. Контрольные функции возложены на Комитет Министров Совета Европы.

Конвенция по правам человека и деятельность Европейского суда не являются чем-то неизменным. Последние тенденции в развитии правовой системы Конвенции говорят обратное. В соответствии с Протоколом 15 к Конвенции (ратифицирован Россией и частично другими государствами Совета Европы, но в силу пока не вступил), срок подачи обращения в ЕСПЧ будет сокращен до 4 месяцев, а среди требований к жалобам появится новый критерий приемлемости. Кроме того, изменения затронут компетенцию Большой палаты. И, наконец, серьезный аспект – пересмотр роли ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам на вспомогательную (субсидиарную) и наделение государств-участников большей свободой в применении Конвенции на национальном уровне.

ECHR — Фильм о Европейском суде по правам человека

Европейский суд по правам человека

Этот ресурс посвящен Европейскому суду по правам человека, цивилизованному инструменту в руках Совета Европы, призванному компенсировать нарушения прав и основных свобод человека.

Мастер-класс по заполнению формуляра жалобы в ЕСПЧ

Мастер-класс по заполнению формуляра жалобы в ЕСПЧ любезно предоставил Александръ Викентьѣвичъ, имя и отчество которого вряд ли нуждается в каких-либо комментариях, ибо на сегодняшний день он является абсолютным чемпионом среди юристов и специалистов по выигранным в Европейском Суде по правам человека жалобам против России. Жалобы, составленные с его участием, Страсбургский Суд принимает гораздо чаще. I. […]

Какое небо голубое…

Адвокат ЕСПЧ — с гарантией выигрываем суд! Адвокат для Европейского Суда по правам человека! Бесплатно оценим Ваши перспективы в Страсбургском суде! Адвокат в Европейском Суде! Помощь в подготовкИ и подачИ жалобы в ЕвроСуд! Помощь для желающих подать жалобу в Европейский Суд! Адво лисята, Адво котята и Адво коты от «Алиса, Базилио и партнеры», – подобного […]

Пишем жалобу в ЕСПЧ самостоятельно

Образцы жалоб в ЕСПЧ, ведущий адвокат по Европейскому Суду по правам человека, представление интересов заявителя в ЕСПЧ, оценка перспектив обращения в Европейский Суд по правам человека, помощь в составлении жалобы в ЕСПЧ, подготовка жалобы в Европейский Суд по правам человека с гарантией 100 процентов выигрыша, мы выиграли в ЕСПЧ против России больше дел, чем он […]

СИЗО и ЕСПЧ

Российская пресса время от времени сообщает о фактах, когда адвокат обращает внимание на состояние здоровья подзащитного, содержащегося в следственном изоляторе, отмечая, что оно серьезно ухудшилось. Адвокаты сообщают прессе, например, о недавно перенесенном инфаркте миокарда, или инсульте их подзащитных, находящихся в СИЗО. При этом, максимум, чего они обычно добиваются, это помещение подзащитного в тюремную больницу. Иногда […]

Вопрос — ответ

Часто задаваемые вопросы. Вопрос М. Формуляр заявления в Страсбургский суд разноцветный. А можно ли его распечатать в черно-белом варианте? Ответ. Да, это вполне допустимо. Вопрос С. Несколько лет назад вы помогли мне подготовить жалобу в ЕСПЧ по поводу незаконного взыскания с меня нескольких десятков миллионов рублей. На днях получил положительное решение ЕСПЧ по моей жалобе. Суд признал меня […]

В статью 47 Регламента Суда были внесены поправки 1 января 2016 г.

С 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция статьи 47 Регламента Суда, которая определяет условия обращения в Суд и правила подачи полной и надлежаще оформленной жалобы. Изменения незначительны и подробно описаны в пресс-релизе, выпущенном Судом 1 декабря 2015 г. В связи с этими изменениями, все соответствующие документы, включая формуляр жалобы и Инструкцию по […]

В очередной раз созданы новые заградительные барьеры для заявителей при обращении в Европейский Суд

В очередной раз созданы новые заградительные барьеры для заявителей при обращении в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге — кассация в гражданском процессе в России признана средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию перед подачей жалобы в Европейский Суд по правам человека В пресс-релиз секретаря Европейского Суда по правам человека № 184 […]

Сколько стоят услуги по составлению жалобы в ЕСПЧ?

После ужесточения требований, предъявляемых к содержанию и форме обращения в ЕСПЧ, все большее количество россиян стремится воспользоваться услугами профессионалов в данном вопросе. Во сколько же они оценивают свои услуги? Мы провели опрос среди сотрудничающих с нами юристов по данной теме. Итак, первичная консультация по вопорсу подачи жалобы в ЕСПЧ обойдется минимум в 400 евро в […]

Свободное осуществление права на обращение в Страсбургский суд.

Право на обращение в ЕСПЧ имеет абсолютный характер и не подлежит никаким ограничениям. Этот принцип подразумевает, в частности, свободную переписку с Европейским судом лиц, лишённых свободы. Национальные органы власти не должны оказывать никакого давления на заявителя, которое было бы направлено на отказ от жалобы или на изменение её содержания. ЕСПЧ считает, что давление может принимать форму […]

Злоупотребление правом на подачу жалобы

Понятие «злоупотребление» из статьи 35 § 3 a) Конвенции необходимо воспринимать в его традиционном смысле, устоявшемся в общей теории права. Речь идёт о ситуации, когда управомоченное лицо при реализации своего права грубо выходит за рамки дозволенного. Отсюда, злоупотребление есть любое поведение заявителя, явно не соответствующее назначению гарантированного Конвенцией права на обращение, нарушающее установленный порядок работы […]

Европейский суд по правам человека: создание и компетенция

Создание Европейского суда по правам человека связано с обеспечением исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г.

ЕСПЧ – международная судебная инстанция по рассмотрению обращений, связанных с нарушением прав человека.

В 1959 году был основан Европейский суд по правам человека, компетенция суда позволяет рассматривать жалобы граждан государств, членов Совета Европы, а также государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию. Судебный орган находится во Франции в г. Страсбурге. В компетенцию европейского суда по правам человека входит вынесение постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции.

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Читайте также:  Как привлечь удачу в бизнесе: заговоры, практические рекомендации и особенности

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют ведению переписки с Судом. Если подавший жалобу находится под стражей, то письма доставляются и отправляются без задержки и изменения. Заключенный под стражу не подвергается дисциплинарному наказанию в связи с любыми сообщениями, отправленными через официальные каналы в Суд. Данные лица могут консультироваться с адвокатом в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из него.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Постановления Суда

Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

ЕСПЧ – что это такое? Европейский суд по правам человека

Главным органом по защите прав человека в Европе является ЕСПЧ. Что это такое? Данная аббревиатура расшифровывается как Европейский суд по правам человека. Организация действует уже более 50 лет и считается достаточно эффективной в реализации прав гражданина и человека, а также противодействии политическим режимам, которые занимаются геноцидом собственного народа.

ЕСПЧ: история создания

Механизм реализации порядка защиты прав человека был установлен Европейской конвенцией по правам человека, которая принята в декабре 1953 года. Согласно этому документу, создавались три специализированных органа: комиссия по правам человека, ЕСПЧ (что это такое, поговорим ниже), комитет министров.

Так как система формировалась впервые и не имела аналогов в мировой истории, авторам идеи необходимо было время для отработки всех деталей. Европейский суд по правам человека приступил к выполнению своих прямых обязанностей в 1959 году.

Механизм рассмотрения дел и принятия решения

Право подать заявление в ЕСПЧ имеют граждане стран, которые представлены в Совете Европы (Украина и Россия еще в 1990-х годах вступили в эту парламентскую европейскую организацию) после того, как не смогли отстоять нарушенные права в рамках национальной судебной системы. Также иск может идти от государства. Ответчиком в таком случае выступает другое государство, которое нарушило права гражданина государства – истца.

До 1 октября 1994 года исковые заявления попадали сначала на рассмотрение комиссии по правам человека. Комиссия принимала дело в производство и в процессе работы решала, можно ли исчерпать проблему на уровне комиссии или стоит передать дело в производство суда. После вышеуказанной даты люди и государства смогли подавать жалобы уже непосредственно в суд, так как комиссия как орган была ликвидирована.

Приняв жалобу, канцелярия суда проверяет ее на соответствие нормам деловодства и подсудность ЕСПЧ. При соблюдении всех требований назначается слушание по делу и потом выносится решение.

Подсудность дел по Европейской конвенции

Стоит обратить внимание на то, что в ЕСПЧ можно обращаться только по поводу защиты тех прав, которые гарантируются Конвенцией по правам человека. Речь идет про основополагающие человеческие права и достоинство личности, политические и некоторые социально-экономические права, а именно:

  • право на жизнь;
  • запрет на применение пыток по отношению к человеку;
  • свобода и неприкосновенность;
  • невмешательство в частную и семейную жизнь гражданина;
  • возможность свободно, беспрепятственно исповедовать любую религию, высказывать свои мысли;
  • право на проведение собраний и создание общественных организаций, движений и партий;
  • возможность вступать в брак;
  • гарантия защиты частной собственности;
  • право на получение достойного образования;
  • честные, свободные и демократичные выборы;
  • право не быть осужденным дважды за одно и то же правонарушение;
  • гарантия иностранцам, что они не будут высланы из страны без законных на то оснований;
  • равноправие мужчины и женщины.

Именно такие дела рассматривает Европейский суд по правам человека.

ЕСПЧ: судебная практика

Рассмотрение дела в Европейском суде может длиться несколько лет. Например, проанализируем дело “Веренцов против Украины”. Исковое заявление было подано 21 марта 2011 года, а окончательное решение судьи вынесли 11 июля 2013 года. Кстати, дела в этом суде именуются по фамилии истца, и указывается название государства, против которого подан иск.

Рассмотрим суть дела. В августе 2010 года львовская правозащитная организация подала в городскую управу заявку о проведении по вторникам до 1 января 2011 года митингов перед помещением прокуратуры. Мэрия долго не давала ответ, а в октябре подала в суд протестное заявление против этих акций. Алексей Веренцов и еще 24 человека первое пикетирование (вопреки протестам мэрии) провели 12 октября. К нему, а также к другим участникам акции сотрудники правоохранительных органов применили физическую силу и административный арест сроком на три дня. Отстоять свое право на мирные собрания в рамках украинской судебной системы заявитель не смог.

В окончательном решении суда мы с вами видим несколько частей. Сначала описывается суть ситуации и то, какие меры предпринимались против истца и его организации украинской властью. Также указываются данные про обращения в украинские суды с целью признания законности его действий. Далее приводятся выдержки из нормативно-правовых документов национально права (например, Конституция Украины, кодекс Украины про административные правонарушения и т. д.), систематизируется практика украинских судов в подобных делах. Безусловно, в своем расследовании ЕСПЧ, судебные решения которого обязательны для исполнения, базируется и на нормах европейского права (например, принципы ОБСЕ о свободе мирных собраний).

Правительство Украины подавало ходатайство про изъятие дела из общего реестра в 2012 году.

Какое решение принял суд?

По статистике, больше всего дел на рассмотрение ЕСПЧ поступает именно из Украины и России. В основном решения суда принимаются в пользу истцов. По делу “Веренцов против Украины” решение было такое:

  • отказано украинскому правительству в изъятии дела из общего реестра;
  • обоснованными приняты нарушения статей 7 и 11 Конвенции прав человека;
  • признано нарушение отдельных пунктов ст. 6 Конвенции;
  • в течение 3 месяцев со дня принятия решения государство Украина должно выплатить истцу компенсацию в размере 6000 евро.

Судьи ЕСПЧ

Формирование судейского корпуса происходит следующим образом. Количество судей соответствует общему числу государств – членов Совета Европы. На данный момент в эту организацию вступило 47 европейских государств.

Выборы судей происходят по таким правилам. Государство подает список из трех кандидатур, которые соответствуют определенным критериям по образованию и стажу работы по специальности. Специально уполномоченные лица ЕСПЧ из этого списка уже и выбирают судью, который будет представлять государство. Срок каденции судьи – 9 лет. Возможно повторное переизбрание. Максимальный срок работы судьи в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) – 18 лет.

Кто представляет некоторые постсоветские государства в этом суде?

Стать судьей Европейского суда – мечта многих юристов, потому что такой факт можно расценивать как высшее признание заслуг перед обществом.

В ЕСПЧ судья от России сегодня – бывший судья Верховного арбитражного суда Дмитрий Дедов (каденция заканчивается 1 ноября 2021 года). Срок пребывания на должности представителя государства Грузия Ноны Цоцории заканчивается скоро – 1 февраля 2017 года. Украину представляет судья Анна Юдковская. С 2012 по 2015 год женщина была в декретном отпуске, поэтому Украина воспользовалась исключительным (лишь для подобных случаев) правом назначить своего представителя без выбора. Им был Станислав Шевчук.

Беларусь не имеет представителей в ЕСПЧ. “Что это такое за нарушение?” – скажут многие. Дело в том, что Беларусь – единственная страна континента, не входящая в состав Совета Европы.

Заключение

Самая эффективная общеевропейская организация, которая занимается защитой основополагающих прав человека и гражданина в европейских государствах – это ЕСПЧ. Что это такое, вы смогли узнать из статьи.

Сегодня позиция европейских институций заключается в уважении прав человека, которые должны соблюдаться в демократическом обществе.

Ссылка на основную публикацию