Теократия как форма власти

Что такое

Ответы на популярные вопросы – что это, что значит.

Что такое Теократия

Теократия — это термин характеризующий форму государственного правления основанную на власти религиозных структур.

Что такое ТЕОКРАТИЯ — определение, понятие простыми словами.

Простыми словами, Теократия — это система управления государством, где вся полнота политической власти принадлежит представителям религиозного культа. Так к примеру, государством может управлять совет духовенства или конкретный человек, который по мнению религиозной общины достоин исполнять волю Господа на земле. В качестве самого яркого примера можно взять Ватикан, где теократия представлена в чистом виде, и формальным правителем государства является Папа Римский.

Теократия — история возникновения и применения термина.

Сам по себе, термин «ТЕОКРАТИЯ» является слиянием двух греческих слов: Theos (Бог) и Kratos (Власть), что в итоге трактуется как «Власть Бога» или «Божественная власть».

Впервые данный термин был применен в первом столетии нашей эры для описания типа правления, применяемого евреями. Еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий предположил, что большинство правительств подпадают под одну из трех основных категорий: монархию, демократию или олигархию. В свою очередь, форму правления, которую практиковали евреи, нельзя было отнести ни к одной из вышеперечисленных. Все дело в том, что их закон был определен Моисеем через Бога. Соответственно и система их правления была неотъемлемо связана с религией и «Властью Бога».

Это определение теократии было распространено до эпохи Просвещения, когда термин начал принимать отрицательный смысл. К 1622 году английское значение этого термина стало описывать «священное правительство», работающее под божественным командованием. Священное правительство осуществляется группой священников, которые также выступают в качестве министров. К 1825 году слово теократия использовалось для описания религиозного органа с политической и гражданской властью.

Теократия — суть, идея и характеристики.

Если говорить о сути и структуре теократии, то в первую очередь хочется отметить некое сходство данной системы власти с монархией или диктатурой. Все дело в том, что руководители в теократическом государстве, как правило, не избираются демократическим голосованием народа, а получают свои посты через семейное наследство или выбираются предыдущими лидерами. Само собой, что все они принадлежат к высшему духовенству страны и сохраняют свои государственные должности без ограничений по сроку.

Еще одним важным фактором в структуре теократии является система приоритетов которая заключается в том, что руководители сначала служат Богу своей религии, а затем гражданам страны.

При теократии все законы, нормативные акты и культурные нормы основываются на религиозных текстах. Вопросы, касающиеся брака, репродуктивных прав и уголовных наказаний, также определяются на основе религиозных текстов и их догматов. Помимо всего прочего, при данной форме правления, граждане, как правило, не имеют религиозных свобод и не могут голосовать по правительственным решениям.

В каких странах существует теократия?

Хотелось бы отметить, что теократия, не часто встречается в чистом виде, и как правило, существует в комбинированном с другими формами правления состоянии. И все же, для примера, к странам где она присутствует можно причислить:

  • Иран;
  • Афганистан;
  • Саудовская Аравия;
  • Мавритания;
  • Судан;
  • Йемен;
  • Ватикан.

Плюсы и минусы ТЕОКРАТИИ.

Преимущества теократии.

Существует мнение, что одним из главных преимуществ теократии является эффективность и скорость принятия решений. Новые законы, поправки и законопроекты могут быть подписаны и приняты очень быстро. Это объясняется тем, что при теократии отсутствует законодательная ветвь власти и чиновники низкого уровня не обсуждают детали новых законов месяцами. Как решит высшее духовенство (власть), так и будет. Спорное преимущество на наш взгляд, но мысли такие существуют.

Недостатки теократии.

К основным недостаткам системы, можно отнести тот факт, что теократия предоставляет слишком много власти одному человеку. При отсутствии системы сдержек и противовесов, гипотетический лидер может злоупотреблять властью оправдывая это волей божества.

Теократия: сущность, основные формы в социально-политической реальности Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Владимир Романович, Абаев Николай Вячеславович

В статье анализируется сущность понятия теократия и ее базисные формы в конкретной социально-политической реальности . На основе анализа авторы предлагают свою концепцию сущности теократии , а также обращает внимание на некоторые конкретно-исторические формы теократии , связанные с тэнгрианством и буддизмом в Центральной Азии . В статье делается вывод, что сущность теократии состоит в сакрализованной дуальности государственной власти, когда в ее бытии, функционировании, с одной стороны, проявляется определяющее влияние религиозной формы мировоззрения (религиозной идеологии), с другой стороны непосредственное доминирующее участие в управлении государством и обществом субъектов в той или иной степени формализованных религиозных организаций.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фельдман Владимир Романович, Абаев Николай Вячеславович

The theocracy: essence, basic forms in the socio-political reality

The article analyzes the essence of the concept of theocracy and its basic form in a specific sociopolitical reality. Based on the analysis the authors propose a concept of the essence of theocracy , and draws attention to some specific historical form of theocracy related to Tengrian religion and Buddhism in Central Asia . The article concludes that the essence of theocracy is sacralized duality of the government, when its existence, functioning, on the one hand, manifested a decisive influence of religious forms of ideology (religious ideology), on the other hand a direct dominant part in the management of the state and society actors in varying degrees of formal religious organizations

Текст научной работы на тему «Теократия: сущность, основные формы в социально-политической реальности»

DOI 10.18101/2306-753X-2015-3 -60-64

© В. Р. Фельдман, © Н. В. Абаев

Теократия: сущность, основные формы в социально-политической реальности

В статье анализируется сущность понятия теократия и ее базисные формы в конкретной социально-политической реальности. На основе анализа авторы предлагают свою концепцию сущности теократии, а также обращает внимание на некоторые конкретно-исторические формы теократии, связанные с тэнгрианством и буддизмом в Центральной Азии.

В статье делается вывод, что сущность теократии состоит в сакрализованной дуальности государственной власти, когда в ее бытии, функционировании, с одной стороны, проявляется определяющее влияние религиозной формы мировоззрения (религиозной идеологии), с другой стороны непосредственное доминирующее участие в управлении государством и обществом субъектов в той или иной степени формализованных религиозных организаций.

Ключевые слова: теократия, социально-политическая реальность, конкретно-исторические формы, сущность, военно-политические системы, тэнгрианство, буддизм, Центральная Азия.

© N. Abaev, © V. Feldman

The theocracy: essence, basic forms in the socio-political reality

The article analyzes the essence of the concept of theocracy and its basic form in a specific socio-political reality. Based on the analysis the authors propose a concept of the essence of theocracy, and draws attention to some specific historical form of theocracy related to Tengrian religion and Buddhism in Central Asia.

The article concludes that the essence of theocracy is sacralized duality of the government, when its existence, functioning, on the one hand, manifested a decisive influence of religious forms of ideology (religious ideology), on the other hand a direct dominant part in the management of the state and society actors in varying degrees of formal religious organizations.

Keywords: The theocracy, social and political reality, the concrete historical form, the essence of the military-political system, the Tengrian religion, Buddhism, The Central Asia.

В последние годы, резко актуализировалась проблематика теократии (в значительной степени в связи с реальными попытками на основе фундаменталистских мусульманских религиозных учений создать теократические военно-политические системы), что заставляет вновь обратиться к вопросам теократической формы власти, ее сущностному содержанию, конкретным формам бытия в современной социальной реальности.

Заметим, что одной из главных тем в проблематике теократии, причем исследованных далеко недостаточно, остается вопрос о ее сущности. В исторической и социально-философской литературе существует множество определений теократии, описаний ее конкретно-исторических форм, однако тема

ее сущности в виде общепринятого идеализированного объекта остается открытой.

В данной статье авторы предлагают свою концепцию сущности теократии (не претендуя на окончательное решение проблемы), а также в ней обращается внимание на некоторые конкретно-исторические формы теократии, связанные с тэнгрианством и буддизмом в Центральной Азии.

Теократия как форма государственной власти имеет весьма объемную историографию. К теме теократии обращались Платон, Иосиф Флавий, Августин Блаженный, Б. Спиноза, К. Каутский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, И. А. Ильин, С. Л. Франк и др. Теократическую проблематику исследовали историки, философы и социологи в двадцатом веке и вплоть до настоящего времени Р. Ю. Виппер, А. А. Васильев, З. Моравский, С. Г. Лозинский, Л. Н. Великович, И. Р. Григулевич, В. А. Федоров, Е. Н. Салыгин, И. Ротарь, Е. М. Амелина, Ж. Т. Тощенко, С. Л. Кузьмин, Н. В. Цыремпилов и др.

Одно из наиболее кратких определений «теократии» содержится в советском энциклопедическом словаре 1990 г. Здесь «теократия» определяется как форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозной главой [1]. Данная форма теократии имела самое широкое распространение в истории ранних земледельческих и кочевнических цивилизаций.

Другой формой теократии является общество, где глава религиозной организации является одновременно главой государства. В настоящее время в исторической и политологической литературе обычно в качестве примера такой формы теократии приводят Ватикан.

З. Моравский определяет Ватикан как государство в котором не существует никаких парламентских форм, никакой конституции или иных проявлений демократии. Он не относит к проявлениям демократии процедуру избрания кардиналами Римского Папы. В избрании главы католической церкви не принимают никакого участия миллионы католиков в разных странах мира. Власть Римского Папы Моравский определяет как абсолютную. Папа единолично устанавливает для этого государства законы, назначает чиновников, контролирует внутреннюю и внешнюю политику церкви. Формально он является единственным распорядителем всех богатств Ватикана [2].

С. Г. Лозинский исследовал генезис теократической государственности Ватикана, его роль в социально-политических процессах средневековья и нового времени, участие папства в европейской и мировой политике в двадцатом веке [3].

В монографии И. Р. Григулевича представлена картина репрессивной деятельности инквизиции как органа теократического государства в масштабе западноевропейского средневековья, а также на американском континенте,

убедительно показано стремление папства осуществлять тотальный контроль над умами людей, противодействовать распространению научного мировоззрения [4].

А. А. Васильев раскрыл генезис теократического государства на основе ислама, представил его политическую динамику в эпоху Омейядов и Аббаси-дов [5].

Е. М. Амелина полагает, что теократия является одной из форм государственного правления. В таком государстве высшая власть находится в руках главы церкви и духовенства. Анализируя теократическую концепцию В. С. Соловьева она определяет ее как один из утопических проектов. В. С. Соловьев обосновывал идею свободного теократического государства. «Свободная теократия» в представлении В. С. Соловьева возможна, если в обществе утвердилась одна общая духовная цель при невмешательстве церкви в государственные и экономические дела [6].

По сути дела «свободная теократия» есть всепроникающее, добровольно принятое господство одной религиозной формы мировоззрения, соответственно религиозной идеологии. Религиозная идеология может существовать в содержании религиозных учений в виде императивных рассуждений о сакральной природе высшей государственной власти (или власти государства вообще), а также в виде напоминаний о неких санкциях в случае посягательства на властеотношения, утвердившиеся в обществе.

В поликонфессиональном обществе такая форма теократии может утвердиться при условии полного подавления других религиозных мировоззренческих систем.

Теократия Соловьева, как нам представляется, есть общая религиозно-мировоззренческая, нравственная основа бытия общества. Теократический человек рассматривался Соловьевым как богочеловек, а вселенская свободная теократия как богочеловечество.

В утопическом идеале свободной теократии Соловьева, тем не менее, обнаруживается рациональное зерно, экзистенциальной значимости идея. Общество действительно должно обладать смыслом своего бытия, общей духовной целью и в этом случае оно будет целостным, внутренне устойчивым, иметь исторические перспективы.

Ж. Т. Тощенко к основным признакам теократии относит религиозно-правовую регламентацию всех сторон общественной и государственной жизни, осуществление судопроизводства по нормам религиозного права, политическое лидерство религиозных деятелей, провозглашение религиозных праздников государственными, притеснение или запрещение других религий, преследование людей по религиозным мотивам, активное вмешательство в сферу образования и культуры. В теократических государствах устанавливается тотальный контроль за поведением, образом жизни личности, ибо статус

Читайте также:  Перевод жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме

личности определяется прежде всего принадлежностью к религии и ее институтам.

Теократию Тощенко определяет как форму государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. Ж. Т. Тощенко обращает внимание на то, что в научной литературе нет единого мнения о сущности и содержании теократии. Он выделяет ряд позиций, связанных с анализом теократической формы правления, объяснением природы и форм выражения теократии.

Первая позиция относится к наиболее распространенным характеристикам теократии. Теократию авторы связывают с существованием теократического государства, с выполнением религиозной иерархией основных государственных функций. Вторая точка зрения рассматривает теократию как мощное влияние религии не только в государстве, но и в обществе. Третья позиция заключается в признании, что теократия принимала и принимает негосударственные формы правления. Здесь теократия связывается с мессианскими идеями. Четвертая точка зрения трактует теократию как некий союз светских и духовных лидеров, совместно решающих проблемы общества и государства с учетом религиозных догматов. Пятая точка зрения трактует теократию как возможность установления Царства Божьего на земле, когда верховным правителем всех без исключения дел является Бог или его мессия, по законам которых решаются все дела в мире [7].

Перейдем к вопросу о сущности теократии. Мы полагаем, что сущность теократии состоит в сакрализованной дуальности государственной власти, когда в ее бытии, функционировании, с одной стороны, проявляется определяющее влияние религиозной формы мировоззрения (религиозной идеологии), с другой стороны непосредственное доминирующее участие в управлении государством и обществом субъектов в той или иной степени формализованных религиозных организаций. Обоснование данной концепции сущности теократии связано с признанием, что элиминация из предлагаемого определения одной из сторон дуальности означает одновременно исчезновение теократии как формы бытия государственной власти.

Таким образом, в существующей философской, политологической, социологической и исторической литературе созданы различные, в той или иной степени убедительные, образы теократии. Теократия, как правило, рассматривается в качестве одной из форм правления (т. е. политического режима сакрального характера). Необходимо также выделить такую специфическую форму теократии, как теополитические сообщества (корпорации), на основе которых затем формируются полноценные теократические государства.

Исторически в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии такого рода теополитические корпорации сакрального характера представлены буддийскими монастырями в Таиланде, Бирме, Китае. Сформированные на основе теополитических сообществ или корпораций такого рода в рамках буддийской цивилизации существовали и в Центральной Азии – теократическое государство в Тибете под правлением Далай-Лам, аналогичное государство в Монголии. При этом в Центральной Азии эти теократические режимы формировались на основе синтеза тэнгрианской идеи «Сына Неба», как правителя полиэтнической, кочевнической империи (Чингис-Хаан и его наследники), и индийской идеи Чакравартина, проникшей в центрально-азиатский буддизм Махаяны в традиции школы Гелукпа через индо-буддийские традиции теократии. Чакравартин представлялся в этом контексте светским «Правителем мира» и одновременно – «Правителем Закона-Дхармы», т. е. религиозного закона.

1. Теократия. Статья // Советский энциклопедический словарь / под ред. А. В. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 1332.

2. Моравский З. Ватикан издали и вблизи. – М.: Изд-во «Прогресс», 1981. – С. 48-49.

3. Лозинский С. Г. История Папства. – М.: ИПЛ. 1986. – С. 7-326.

4. Григулевич И. Р. Инквизиция. – М.: ИПЛ, 1976. – С. 53-437.

5. Виппер Р. Ю., Васильев А. А. История. Древнего мира. Средних веков. – М.: Изд-во «Республика», 1993. – С. 282-287.

6. Амелина Е. М. Соловьев В. С. Теократическая концепция // Социально-политический журнал. – 1993. – № 7. – С. 122-128.

7. Тощенко Ж. Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. – 2002. – № 3. – С. 5-12.

Фельдман Владимир Романович – кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: vf5182@gmail .com

Теократия как форма власти

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Теократия была основой правления всех [источник не указан 1053 дня] развитых государств древности (другие просто сгинули, и мы о них ничего не знаем). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями — жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика [источник не указан 1053 дня] , в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы [источник не указан 1053 дня] , выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, напрмер, в кости или карты), или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Исторические государства с элементами теократии

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и в ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.

Древность

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

Правление Отрёкшихся Императоров

В Средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола Император принявший постриг в буддийские монахи.

Реформация

Женева в период наибольшего влияния Жана Кальвина и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладали многими характеристиками протестантской теократии.

Во время короткого правления (1494—1498) Джироламо Савонарола, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократией. Во время его правления нехристианские книги, статуи, стихотворения и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.

Мормонизм

Другим примером была администрация недолго существовавшего государства Дезерет.

Ислам

Период, когда Медина находилась под властью исламского пророка Мухаммеда, иногда классифицируется как теократия.

Ныне существующие страны с элементами теократии

Исламские государства

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Святейший Престол (Ватикан)

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Афон — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Теократия в христианстве

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им — погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога. В наше же время люди поступают по своему разуму, опыту и духовному развитию, не согласуя свои поступки с волей Бога. Теперь мы ежедневно встречаемся с последствиями человеческих решений.

Читайте также:  Признаки федеральных органов исполнительной власти

Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам — подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя её различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Священники, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования и получать за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приёмы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приёмы для утверждения и усиления своего положения. Всё это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся. Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что если она выплывет, значит Бог указывает, что она ведьма, а если не выплывет — не ведьма. В таком «методе» воля Бога никак не может проявиться, так как она проявляется лишь там, где для её проявления имеется соответствующая свобода выражения (как, например, при гадании с уримом и тумимом). Используя такие приёмы некоторые добивались себе кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и Римская Империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на её обломках возникала демократия — как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чём говорит пословица «глас народа — глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно через знамения и гадания, а опосредованно через общественное мнение граждан, выраженное в высказываниях таких блестящих и известных общественных деятелей. Всё возвращалось на свои круги, и продолжалось далее по кругу.

Теократия в иудаизме

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек получил от Бога первые заповеди — то есть более 5700 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.

Теократия как форма государственной власти

Понятие и типологизация теократических режимов

Теократия (от греч. teos – бог, kratos – власть) – форма государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. Первоначальные формы теократической власти на заре развития человечества воплощались во власти жрецов, шаманов и других представителей примитивного религиозного сознания, олицетворявших как духовное, так и светское начало. Постепенно из этих особым образом регламентированных форм давления духовной власти над светской выросли теократические государства, где верховная власть руководствовалась религиозными догматами.

Для того чтобы дать полную характеристику теократии, остановимся на попытках ее классификации, типологизации. В научной литературе имеются разные подходы. Один из них предложен Е.Н. Салыгиным, который рассматривает следующие типы (он их называет видами): теократические родоплеменные союзы, теополитические корпорации (результат разделения в обществе духовного и светского) и теократические государства. Этот подход базируется, во-первых, на латентно используемой историко-логической основе, т.е. последовательно сменяемых формах политического господства в процессе развития человечества, во-вторых, на признании в качестве главного критерия взаимоотношений религии и государства, что представляет важную, но не единственную, а тем более не исчерпывающую характеристику теократии как таковой. Салыгин Е.Н. Указ. соч.С. 18-19.

Другие ученые проводят классификацию теократии, основываясь только на соотношении в соответствующих обществах и государствах светских и духовных начал (“дифференцированная” и “недифференцированная” формы теократии). Причем к первой относят процессы, происходящие в странах Западной Европы, ко второй – в странах ислама.

Рядом исследователей была предпринята попытка рассмотреть теократию применительно к каждой религии – христианству, исламу, иудаизму, буддизму – с целью выявить не только общие черты, но и специфические формы их существования. И совсем немного работ, которые рассматривают теократические режимы в рамках всех существующих религий в контексте всей человеческой истории.

Типы теократии лучше определять по степени причастности религии ко всем без исключения политическим властным отношениям. Основываясь на таком подходе, можно говорить о нескольких типах.

Во-первых, тип абсолютной теократии, когда политическая власть тесным образом связана с духовной, по сути дела представляет собой неразрывное единство, нередко воплощающееся в одних и тех же лидерах, в одних и тех же организациях и социальных институтах.

Во-вторых, история дала пример сложных взаимоотношений духовной и светской власти, когда под влиянием тех или иных объективных и субъективных факторов степень взаимодействия, согласования или противостояния интересов постоянно менялась.

Сложность взаимоотношений государства и религии нашла отражение в учреждениях, направленных на их регулирование. С этой целью в Израиле создано Министерство по делам религий, в Таиланде имеются несколько государственных организаций, ведающих данными делами. Имеются органы координации взаимоотношений власти и церкви в Пакистане, Индии, Египте и других странах.

Не избежали этих тенденций и страны, возникшие после распада СССР, что привело к заигрыванию с религиозными иерархами, неоправданным уступкам в жизни общества (проблемы образования, культуры, армии, получение налоговых и иных льгот, неограниченное право производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, аудио – и видеоматериалы и даже спиртные напитки) при одновременном создании преимуществ на федеральном или региональном уровнях.

И, наконец, следует отметить еще один тип теократии, который базируется на признании религиозной идеологии как решающей и определяющей жизнь страны, когда религиозные деятели и представители церкви официально не занимают никаких постов в государстве и других политических органах, но осуществляют контроль за всеми без исключения процессами, происходящими в обществе. К этому типу можно отнести ряд исламских государств, Тибет со властью далай-ламы. История также знала данные виды теократического контроля, которые были ярко выражены в Древнем Египте, Древней Индии, Византийской империи.

Такой подход проявляется и в том, что провозглашается верховенство религиозных ценностей в политических организациях всех уровней и всех функциональных институтов, а также в господствующей идеологии и общественном сознании.

Характеристика идеологии теократии и анализ реальных типов ее существования позволяют сделать вывод, что теократия представляет собой достаточно объемное, значительное, противоречивое явление в человеческой истории. Она не может быть сведена только к государственной форме управления, к контролю над ходом общественной жизни – она представляет совокупность религиозно-политических воззрений и именно в этом качестве должна анализироваться.

Исходя из этого, теократия пронизывает политические отношения в той или иной пропорции или оказывает влияние на процессы их развития и функционирования. Это особенно важно при анализе современного состояния теократических идей и попыток их воплощения. Тощенко Ж.Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. 2002. № 4.С. 31.

Теократия

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Теократия (от греч. θεος — Бог и κρατειν — управлять) — система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

История Править

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия,согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет». По другой версии — один из камней начал светиться в руках первосвященника.

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Теократия была основой правления всех [источник не указан 3653 дня] развитых государств древности (другие просто сгинули и мы о них ничего не знаем). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями — жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика [источник не указан 3653 дня] , в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы [источник не указан 3653 дня] , выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, напрмер, в кости или карты), или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Читайте также:  Международные неправительственные организации: перечень, роль, цели, развитие

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Теократия в христианстве Править

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им — погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога.

Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам — подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя её различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Священники, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования и получать за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приёмы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приёмы для утверждения и усиления своего положения. Всё это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся. Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что если она выплывет, значит Бог указывает, что она ведьма, а если не выплывет – не ведьма. В таком «методе» воля Бога никак не может проявиться, так как она проявляется лишь там, где для её проявления имеется соответствующая свобода выражения (как, например, при гадании с уримом и тумимом). Используя такие приёмы некоторые добивались себе кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и римская империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на её обломках возникала демократия — как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чём говорит пословица «глас народа — глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно через знамения и гадания, а опосредованно через общественное мнение граждан. Всё возвращалось на свои круги, и продолжалось далее по кругу.

Теократия в иудаизме Править

В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек получил от Бога первые заповеди – то есть более 5700 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании евреских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р.Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность еврейской самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.

Теократия

Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие (θεός — Бог и κράτος — управлять) . Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении “Против Апиона” (94 г. н.э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем – бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником. Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.

Теократия имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Наиболее распространенный путь приобретения верховной власти в теократическом государстве – это выборы. Институт выборов связан с традициями родоплеменного самоуправления и является в теократическом государстве наследием первобытнообщинной демократии. В соответствии с принципом выборности – “аш-шура”, разработанным в рамках концепции халифата суннитской и хариджитской ветвями ислама, формируется власть в мусульманских теократических государствах. На тайное голосование выносится вопрос о замещении поста Верховного правителя Государства Града Ватикан.

В то же время, выборы главы теократического государства нельзя расценивать в качестве свидетельства республиканского характера теократической власти. В формировании республиканских органов представительства участвует большинство населения государства, а в избрании теократического лидера лишь часть общества, его духовная элита. В мусульманских государствах – это муджтахиды, факихи, в Ватикане – кардиналы, в государственном Тибете поиском преемника Далай-ламы занимались монахи. Хотя теория халифата и предусматривает в качестве одного из способов замещения высшей государственной власти выборы халифа общиной (уммой), но под этим не подразумевается голосование населения за одного из претендентов на пост главы государства, как это происходит в республиках. Данные выборы больше напоминают простое согласие верующих на управление общиной определенным лицом.

Другим способом замещения должности главы теократического государства является наследование власти, осуществляемое посредством ее завещания (когда преемник назначается правителем), либо в форме автоматического перехода властных полномочий законному наследнику. Данная процедура формирования высшей власти сближает теократическое государство с монархическим, но в то же время не сводит к нему. Как уже отмечалось ранее, наследование – далеко не единственный и не самый распространенный путь приобретения теократического лидерства в государстве. К тому же, наследование теократической власти имеет ряд особенностей. В данной связи следует опять обратить внимание на мусульманскую концепцию власти. Так, шиизм предусматривает наследование верховной власти, признавая законным лишь правление потомков Мухаммеда и его зятя Али. Однако данный порядок передачи власти отличается от процедуры наследования в монархических государствах. С точки зрения шиитской религии, “божественная благодать” и право на руководство теократическим государством (имамат) переходит от одного члена рода к другому не вследствие личного усмотрения, а изначально предопределены пророком и сохраняются у его потомков через Али.

К ныне существующим страны с элементами теократии можно отнести Саудовскую Аравию и Иран, поддерживающие религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш и Пакистан используют в основном светские конституции и правовые системы (последний называет себя «Исламская республика»).

Израиль, Индия и Филиппины официально признют гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избрается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

Центральная тибетская администрация Его Святейшества Далай-ламы, хоть ни одной из стран не признаётся как «правительство», имеет теократический характер.

Колумбия из игры Bioshock представляет собой псевдохристианское утопическое общество с теократической формой правления , которое поклоняется самому Комстоку как мистической пророческой фигуре, а отцам-основателям США как святым.

Ссылка на основную публикацию