Причины и методы преодоления экономического застоя

Стагнация – это. Причины и методы преодоления экономического застоя

Экономика любой страны в тот или иной период находится в одном из четырех состояний: она может расти, падать, испытывать кризис или стоять на месте. Последнее явление получило название “застой”, или “стагнация”. Это этап экономического развития государства, когда его основные показатели не выражают какого-либо явного изменения.

Характеристика экономического застоя

О застое в экономике говорят, если в течение полугода объем ВВП показывает почти нулевую динамику. В этот период снижается деловая активность, происходит сокращение производства, торговли и инвестиций. В стране растет безработица и инфляция, снижается покупательная способность населения и общий уровень его жизни. Все эти явления не проявляются в одночасье, а постепенно развиваются на фоне отсутствия экономического роста. В этом смысле стагнация развития напоминает болото: оно тоже не поглощает жертву мгновенно, а медленно затягивает в свою пучину.

Негативные экономические изменения не могут не сказаться и на внутриполитической обстановке. На фоне снижения уровня жизни у населения возрастает недовольство руководством страны, растут протестные настроения. Для подавления подобных явлений государство вводит дополнительные меры, ограничивающие права и свободы граждан, и ужесточающие санкции.

Монополистическая стагнация

Застой может начаться вследствие появления монополий — крупных компаний, в руках которых сконцентрирована основная часть ресурсов какой-либо отрасли. Это приводит к уничтожению конкуренции — основного механизма саморегулирования рыночной экономики. Монополист становится единственным (или почти единственным) производителем и продавцом товаров и услуг на этом рынке.

В результате в отрасли со временем неизбежно наступает стагнация. Это происходит, потому что монополизированная сфера лишается стимула развития. В условиях отсутствия соперников монополист не заинтересован в улучшении качества продукции и снижении издержек производства. Он не будет вкладываться в научно-технические разработки и осваивать новые технологии. Если монополизированных сфер много и/или они являются бюджетообразующими, то застой постепенно охватывает всю экономику.

Переходная стагнация

Переходная стагнация — это экономический застой в результате отказа от регулируемой экономики в пользу рыночных отношений. Она связана в первую очередь с грубыми ошибками экономической политики правительства, в частности с отсутствием проработанного плана перехода от одной системы к другой. При этом наблюдается отток капитала из страны и сокращение темпов производства. Происходит разрушение наработанных ранее хозяйственных связей, а прежний опыт становится неприменимым в новых реалиях. Государство попросту не может предложить мировому рынку никаких конкурентоспособных товаров или услуг.

Причины и последствия

Застой бывает следствием совокупности определенных негативных явлений:

  • ошибок экономической политики;
  • слабого финансирования науки;
  • плохого исполнения государством своих контролирующих функций;
  • коррупции и бюрократизма;
  • низкой квалификации руководящих кадров.

Чаще всего стагнация — это этап, предшествующий рецессии или падению экономики. В качестве примера можно привести СССР в период его заката. Вслед за окончанием Великой Отечественной войны в стране начался экономический рост, который продолжался вплоть до начала 70-х годов. Следующие 15 лет можно назвать эпохой застоя. Назревала необходимость реформирования экономики, что и началось в середине 80-х годов (перестройка). Однако при этом были допущены серьезные просчеты, и старая система плановой экономики была слишком быстро разрушена. К условиям свободной рыночной конкуренции государство было подготовлено плохо. В итоге плоды экономических ошибок советского периода была вынуждена пожинать уже другая страна — Россия. Стагнация 70–80-х годов прошлого века сменилась глубоким кризисом 90-х.

Меры преодоления

Если стагнация началась в результате образования монополий, то силы правительства должны быть направлены на ликвидацию таковых. В первую очередь необходимо всячески стимулировать проявление предпринимательской инициативы. Государство должно оказывать новым компаниям финансовую и/или правовую поддержку с тем, чтобы со временем в монополизированной отрасли появилась конкуренция. Когда стагнация роста экономики связана с переходным периодом, борьба с ней становится еще более сложной. Универсального подхода к ее преодолению не существует.

В любом случае необходимо проводить диверсификацию экономики: развивать нетрадиционные для государства сферы, осваивать новые виды производства, расширять ассортимент выпускаемой продукции и выходить на новые рынки. Огромное значение имеют инвестиции в научные исследования и технические разработки. Следует двигаться в направлении внедрения инноваций, развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.

Стагнация является естественным этапом экономического цикла, а значит, избежать ее невозможно. Этот процесс надо рассматривать как знак наметившихся кризисных явлений в экономике. От того, насколько адекватные и своевременные меры для преодоления застоя предпримет правительство страны, зависят глубина и последствия стагнации для государства. При неправильном подходе она может затянуться на годы или породить серьезный экономический кризис.

Экономика застоя в СССР

В начале 70-х гг. нарастание кризиса различных сторон советского общества приняло характер постоянно усиливающегося процесса. Все больше советская экономика отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям эффективности, структурным характеристикам. Стали падать темпы роста производства, начиналась его стагнация, поэтому период 70-сер. 80-х гг. вошел в историю как экономика застоя. Его отличительной чертой является возникновение особого механизма торможения социально-экономического развития страны.

Механизм торможения это совокупность устаревших, консервативных, изживших себя институтов, взглядов, стереотипов практического действия, укоренившихся в самых различных сферах общественного бытия и сознания.

Механизм торможения был закономерным следствием развития административно-командной системы. С точки же зрения организации производства его появление было реакцией народного хозяйства на противоречие, сложившееся на основе фабричного уровня, между затратной по своей сути советской экономикой и антизатратными методами НТП. Особую роль в механизме торможения сыграла советская экономическая культура, способствовавшая формированию застойных ценностей.

Основные признаки советской экономической культуры:

  1. выход проблемы жизненных достижений личности из-под зависимости «прокормиться» или “сберечь семью”;
  2. продажа партийно-хозяйственной бюрократией своих властных возможностей;
  3. расширение теневой экономики и её смычка с государственной бюрократией и преступностью;
  4. установление системы “двойного счёта” – плановых показателей, экономических интересов и т.д.

Период застоя создал благоприятные условия для теневой экономики.
Теневая экономика в СССР – негосударственный сектор (рыночная экономика), нелегально распространяемый внутри государственного хозяйства.

Выгодность теневой экономики для ее участников определялась прежде всего тем, что прибыль доставалась почти без собственных капитальных вложений, продукция же реализовывалась по ценам “черного рынка”. Кроме того, она утилизировала часть огромных потерь, фиксируемых официальной статистикой. Известно, например, что в народном хозяйстве до 1/3 сельскохозяйственной продукции, 45-50 % стекла, 20-25 % металла, 20 % цемента терялось. Таким образом, в 70-е гг. в стране вполне легально происходили процессы, которые способствовали возникновению нового вида теневой экономики – фиктивной, связанной с системой приписок, штурмовщины и выпуска брака.

В качестве универсального средства решения всех социально-экономических вопросов провозглашались повышение руководящей роли коммунистической партии, распространение партийного контроля на все сферы жизни общества. И хотя десятая пятилетка (1976-1980) была провозглашена “пятилеткой эффективности и качества”, результаты работы оказались весьма скромными. По-прежнему структура экономики характеризовалась преобладанием тяжелой, фондоемкой промышленности. Однако действие системы компенсаций, основанной в этот период преимущественно на экспорте газа и нефти, имело благоприятные внешние условия. В начале 70-х гг. в результате мирового сырьевого и энергетического кризиса цены на западных рынках на энергоносители возросли в среднем в 20 раз. Как следствие увеличился оборот внешней торговли, объем которого к середине 80-х гг. достиг 25 % в национальном доходе, или 12-15 % ВНП, что было сравнимо с аналогичными показателями для крупных индустриальных стран. Доля СССР в мировой торговле повысилась с 4 % в 1970 г. до 5 % к середине 80-х гг. Вместе с тем внешняя торговля страны приобретала ярко выраженный “колониальный” характер. Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов в эти годы по самым скромным подсчетам составили 176 млрд. инвалютных рублей. Но эти средства вкладывались в дорогостоящие, бесперспективные и экологически вредные долгострои (Астраханский газоконденсатный комбинат, газохимический комплекс “Тенгизполимер”, канал Волга-Чограй и др.), тратились на закупку импортного оборудования, которое практически не использовалось, огромные суммы уходили на содержание бюрократического аппарата и поддержание коммунистических партий и просоветских режимов в разных странах мира. В 1979 г. была сделана еще одна попытка правительства

А.Н. Косыгина провести реформу. Придавая особое значение необходимости интенсификации советской экономики, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества”.

Особенности экономической реформы 1979 г.:

  1. изменения в системе управления на макро- и микроуровнях;
  2. оценка выпуска продукции в натуральном выражении;
  3. исчисление производительности труда по чистой (норма­тивной) продукции;
  4. введение измерения экономического роста (нормативной) продукции;
  5. определение фонда зарплаты по нормативам на рубль продукции по показателям производительности труда.

Для устранения господства принципа “планирования от достигнутого” предусматривалось разрабатывать пятилетние и годовые планы объединений и предприятий на основе экономических и инженерных расчетов. С этой целью министерствам и ведомствам было предложено в 1979-1980 гг. составить паспорт на каждое объединение (предприятие) с указанием наличия и использования производственных мощностей, коэффициента сменности, организационно-технического уровня и специализации производства. Важное значение придавалось обеспечению стабильности утвержденных планов, отходу от практики их корректировки и подгонки под фактическое выполнение. С целью улучшения связей между производителями и заказчиками продукции предусматривалось, что при отсутствии средств на оплату продукции, поступившей согласно договору, за нее платят Госбанк или Стройбанк с отнесением
5-процентного кредита за счет покупателя, который он обязан погасить в 60-дневный срок. После истечения этого срока кредитование продолжается с повышенным процентом.
Принятие постановления о новой реформе в 1979 г. не было случайным. После подготовительной реформы, на которую отводилось 2 года, с 11-й пятилетки все народное хозяйство должно было работать по-новому. Но эта реформа оказалась нереализованной. Господство затратной системы управления продолжалось, что приводило к дальнейшему ухудшению и обострению социально-экономической ситуации. Среднегодовой объем произведенной продукции в стране (в натуральном выражении) за 1979-1982 гг. оказался на 40 % ниже по сравнению с 1978 г. Дополнительные поставки на экспорт энергоносителей и сырья не позволяли уже погашать “черные дыры” бюджета.

В 1982 г. с приходом к власти Ю.В. Андропова был взят курс на усиление командных методов управления путем проведения мероприятий по наведению порядка и дисциплины. Однако административные методы помогали достижению только временного успеха, но не способствовали устойчивому экономическому росту.

В 1982 г. по инициативе секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству М.С. Горбачева была принята очередная амбициозная “Продовольственная программа”. Намечалось, что среднегодовой сбор зерна возрастет в 1981-1985 гг. до 238-243 млн. т, но в действительности он составил всего 180 млн. т, что оказалось на 25 % ниже, чем в среднем за годы десятой пятилетки.
Неспособность сельского хозяйства прокормить население своей страны указывала не только на внутренние пороки советской системы, но и на общую социально-экономическую отсталость. Так, в 70 гг. в сельском хозяйстве США было занято 2,5-3 % самодеятельного населения, а в СССР – 25 %. При этом производительность труда в аграрном секторе США была в 4-5 раз выше, чем в СССР. В октябре 1984 г. была предложена грандиозная программа мелиорации: орошение и осушение миллионов гектаров земли, строительство каналов, переброска рек. Однако и эта программа оказалась невыполненной.

Страна и существующая в ней командно-административная система вступили в период глубокого кризиса. Характерно, что, чувствуя полную неэффективность и бесперспективность плановой, распределительной экономики, руководство Советского Союза ставило вопрос лишь о частичном, дозированном и под его неусыпным контролем введении некоторых элементов рыночной экономики. Так, в первой половине 80-х гг. были приняты новые правила в практике хозяйственного развития. Они включали усиление банковского контроля над финансами, более реалистичную процентную ставку, акцент на использование банковского кредита вместо бюджетных субсидий, расширение прав местных органов власти в отношении использования земли, защиты окружающей среды, строительных работ, трудовых ресурсов, производства потребительских товаров. Но экономическое содержание этих реформ носило не только половинчатый, а скорее косметический характер. Весь аппарат административно-командной системы был сохранен, и он активно сопротивлялся даже слабым попыткам разрушения системы “государственного социализма”.

Читайте также:  Опоздание на работу: причины, акт, штраф

Таким образом, история экономического развития СССР свидетельствует о сохранении решающей роли государства. Характер К-циклов XX остается экзогенным, а циклические колебания имеют внеэкономические причины.

Причины и методы преодоления экономического застоя

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой», т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

  1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
  2. Продолжающееся падение производительности труда.
  3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком» для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества», как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма»). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» – «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

  1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
  2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
  3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка»). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965—1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева» – доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Петр I — российский император, вошедший в историю как выдающийся реформатор.

Причины застоя в экономике в 1965 – 1984 г.

Нечаева Ксения

Группа БИ-15

Читайте также:  Самый дорогой камень

Причины застоя в экономике в 1965 – 1984 г.

Экономи́ческая рефо́рма 1965 г. в СССР — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

В 1964—1986 гг. происходило развитие страны: строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы, СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены.

С другой стороны, зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к отсутствию необходимых реформ в экономике. К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, низкое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалось по закону.

Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают стабильность советской экономики того времени снефтяным бумом 1970-х.

Одной из главных проблем экономики СССР был товарный дефицит в стране. Товарный дефицит в тех или иных сферах был характерен для определённых периодов в истории существования СССР и сформировал «экономику продавца» — производители и система торговли в условиях планового хозяйствования (отсутствие конкуренции и т. д.) не были заинтересованы в качественном сервисе, своевременных поставках, привлекательном дизайне и поддержании высокого качества товаров. К тому же, из-за проблем, характерных для плановой экономики, периодически исчезали из продажи самые обычные товары первой необходимости.

В 1966-70 годах осуществлялись определенные экономические реформы, которые характеризовались внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Однако вскоре у политического руководства интерес к каким-либо реформам пропал.

По данным официальной статистики, экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г. Главной причиной этого стало освоение месторождений Западной Сибири. При этом экспорт за свободно конвертируемую валюту составлял, по оценкам, соответственно 36,6 и 80,7 млн.т. По оценкам, выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов, составлявшая в 1965 г. порядка 0,67 млрд. долл., увеличилась к 1985 г. в 19,2 раза и составила 12,84 млрд. долл. Кроме того, в значительных объемах с 1970-х годов экспортировался природный газ. Добыча газа в этот период увеличилась со 127,7 до 643 млрд. м.куб. Большая часть валютной выручки тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления. Она частично решала в этот период проблемы советской экономики (кризис в сельском хозяйстве, нехватку товаров народного потребления).

Период застоя создал благоприятные условия для теневой экономики.
Теневая экономика в СССР – негосударственный сектор (рыночная экономика), нелегально распространяемый внутри государственного хозяйства.
Выгодность теневой экономики для ее участников определялась прежде всего тем, что прибыль доставалась почти без собственных капитальных вложений, продукция же реализовывалась по ценам “черного рынка”. Кроме того, она утилизировала часть огромных потерь, фиксируемых официальной статистикой. Известно, например, что в народном хозяйстве до 1/3 сельскохозяйственной продукции, 45-50 % стекла, 20-25 % металла, 20 % цемента терялось. Таким образом, в 70-е гг. в стране вполне легально происходили процессы, которые способствовали возникновению нового вида теневой экономики – фиктивной, связанной с системой приписок, штурмовщины и выпуска брака.

Ключевые слова: освоение космоса, авиация, атомная энергетика, советские спортсмены, экспорт, высокотехнологические (области), производительность труда, инакомыслие, снефтяный бум 1970-х, экономика СССР, Западная Сибирь.

|следующая лекция ==>
Система инструктажей и обучения|Этапы экологической экспертизы.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 1750 | Нарушение авторских прав

История России

1-10 век

11 век

12 век

13 век

14 век

15 век

16 век

17 век

18 век

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Период Брежневского застоя

Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

Понятие периода застоя

Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

Характеристика периода застоя

Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло. Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью. В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60-70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями. Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.

Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь. Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное. Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.

Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом. Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство – это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая. Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти. Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.

Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи. Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего. Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.

Значение и итоги периода застоя

К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.

Перед лицом экономического кризиса: причины и способы преодоления

Украина продолжает испытывать все “прелести” экономического кризиса, вызванного как высоким уровнем коррупции и слабой экономикой, так и военной агрессией Росси в Крыму и на Донбассе. Пока правительство обещает реализацию спасительных реформ и получение кредитов, олигархи по-прежнему контролируют экономику и политику, а народ живет в настороженном ожидании обещанного осеннего повышения тарифов. Каковы причины экономических кризисов и пути их преодоления в других странах рассматривается в статье Businessviews. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Испания подумывает отменить сиесту, а богатая нефтью Венесуэла объявила о чрезвычайном экономическом положении. Всё потому, что страны, богатые ресурсами и даже с хорошей промышленностью, очутились в экономической дыре. Одни набрали слишком много долгов, у других экономика держится лишь на сырье, а в третьих правительства хронически не умеют управлять государством.

Бедная Греция набрала кредитов больше, чем зарабатывает богатая Норвегия

На 30 июня 2015 года греческий долг достиг цифры 312,7 млрд евро. Для сравнения, ВВП Норвегии — 300 млрд евро. То есть относительно маленькая и небогатая страна набрала столько же долгов, как зарабатывает одно из самых богатых государств мира!

1) страна набрала много кредитов. А до этого Греция пережила 5 дефолтов.

2) левые взгляды коалиции СИРИЗА. Лидер партии Ципрас, он же премьер-министр страны, считает накопившийся долг проблемой тех, кто его допустил, а не всего государства, и своей, как премьер-министра.

3) Греция, фактически, ничего не производит и живет за счет туризма.

4) наплыв иммигрантов, которые не платят налоги в казну, а сотни миллионов евро ежегодно вывозят из страны.

Читайте также:  Нью-Йоркская фондовая биржа - самая успешная биржа мира

Последствия: безработица, которая в 2015 г. составила 25,7%; массовые забастовки.

Реформы: Греция приняла решение сокращать количество работников на железной дороге, повышать налоги, урезать пенсии.

Греция сегодня: в июне Афины получили от Евросоюза транш в размере €7,5 млрд и могут получить еще €2,8 млрд. Правительство готовит новые реформы на осень, однако рейтинговое агентство Moody”s пессимистично оценивает положение в стране.

Урок для Украины: выход из кризисной ситуации требует жертв — сокращения зарплат, пенсий. Люди должны быть морально готовы к тому, что им придется экономить, меньше покупать.

И у нас есть две новости для Украины: хорошая и плохая. Хорошая: украинцы готовы перетерпеть трудности, если это действительно надо ради будущего. Плохая: терпение у нас быстро заканчивается, окно возможностей быстро закрывается, так что реформы стоит проводить быстрее — ждать вечно народ не будет.

Дешевая нефть и полный контроль цен вызвали голод в Венесуэле

Венесуэла — восьмая страна по запасам газа и первая по запасам нефти в мире. Кто бы мог подумать, что в 2015 году уровень инфляции составит 180% — деньги вынуждены ввозить в страну самолетами.

1) правительство контролирует всё, даже цены на бензин. В современном мире экономика, основанная на советской модели, нежизнеспособна.

2) падение цен на нефть, ведь ее продажи составляют 95% экспортных доходов.

3) зависимость от импорта продовольствия.

Последствия: нехватка продовольственных товаров: в стране возник дефицит сахара, растительного масла и даже туалетной бумаги. В магазинах длинные очереди, цены высокие, разве что бензин стоит копейки. Вырос уровень преступности. В Венесуэле не хватает электричества и воды — экономические потрясения совпали с засухой.

Реформы: президент Венесуэлы Николас Мадуро в начале этого года объявил чрезвычайное экономическое положение. А спасать экономику он пытался, подняв цены на бензин. В 2014 году Мадуро в обмен на нефть взял у Китая миллиарды долларов, чтобы избежать дефолта, но стране это не помогает. Просить же помощи у МВФ президент пока не хочет — Венесуэла настроена резко против Запада.

Венесуэла сегодня: правительство всеми силами держится за трон, а население собирает подписи за отставку президента. Люди пьют зеленую воду и стоят в больших очередях за самыми важными товарами. Полотенце, в пересчете на гривны, стоит 3,5 тысячи, банка колы — 145 гривен.

Урок для Украины: Нельзя полностью или сильно зависеть от экспорта одного товара. Контроль государства над ценами в кризисной ситуации приводит только к их дальнейшему росту и дефициту товаров.

Аргентина пришла к дефолту из-за непродуманной приватизации и привязки валюты к доллару

Сто лет назад по уровню ВВП на душу населения Аргентина была на одном уровне со Швецией. Сейчас она отстает в 3 раза. За это время в стране было 8 дефолтов. При этом у Аргентины есть собственная нефть, которая полностью покрывает все потребности в энергоносителях. Страна входит в десятку лидеров по запасу урана, работают заводы “Форда”, “Тойоты”, “Пежо”, “Фиата”. Аргентина — один из ведущих мировых экспортеров мяса и зерна.

1) жесткая привязка песо к доллару, которая привела к тому, что аргентинские товары выросли в цене и спрос на них снизился. А население начало массово изымать из банков сбережения и переводить их в доллары. Вся недвижимость страны обесценилась за ночь.

2) Непродуманная приватизация госсобственности иностранными компаниями привела к тяжелым социальным последствиям. Железные дороги закрывались, а аргентинцы лишались работы. Дело в том, что условия такой масштабной приватизации были невыгодными — доходы тратились в основном на погашение долгов, а налоговые льготы, рассчитанные на десятилетия, позволили вывозить из страны капитал.

3) масштабная коррупция, особенно при непрозрачной приватизации.

Последствия: После экономического краха в 2001 году ВВП Аргентины сократился на 16%, производство упало на 20%, 57% населения оказалось за чертой бедности, уровень безработицы поднялся до 22,5%. Недвижимость обесценилась настолько, что дома и квартиры невозможно было продать даже за треть их стоимости до дефолта.

Иностранные инвесторы покинули страну. Это привело к маршам пустых кастрюль: люди выходили на улицу с кастрюлями и сковородками, создавали шум, ударяя в кухонную утварь, таким образом, протестовали против бедности. Общая сумма задолженности, по которой был объявлен крупнейший в истории страны дефолт в 2001 году, составила $132 млрд. Последний дефолт правительство объявило в 2014 году.

Реформы: только в 2003 году Аргентина почувствовала экономическое оживление. Оно началось благодаря тому, что национальные товары подешевели, а Китай и Бразилия увеличили спрос на сельскохозяйственную продукцию Аргентины. В 2005 году кредиторы списали 76% кредитов. Деньги МВФ были возвращены полностью, коммерческих кредиторов — частично. Но в 2014 году страна снова объявила дефолт, потому что не смогла выплатить кредит в сумме $1,3 млрд.

Аргентина сегодня: после переговоров Аргентина вышла на мировой рынок заимствования и готова выпустить ценные бумаги для оплаты несписанных долгов.

Урок для Украины: дефолт — одна из последних мер, которая позволяет справиться с долгом. Рано или поздно нужно договариваться с кредиторами, чтобы не остаться отрезанным от мировых финансовых рынков.

Бразилия очутилась в экономической дыре из-за чрезмерного контроля правительства за экономикой

Нынешний кризис — худший в Бразилии за последние 100 лет. Еще в 2014-м Бразилия являлась седьмой по счету крупнейшей экономикой мира с объемом номинального ВВП $2,4 трлн. Но уже через год показатель упал до $1,9 трлн. По запасам железной руды Бразилия занимает первое место в мире и является одним из наибольших экспортеров сои, мяса, сахара и кофе.

1) политика жесткой экономии команды Дилмы Руссефф, президента страны. Чрезмерное вмешательство государства как в экономику, так и в сферу образования, здравоохранения и безопасности привело к экономическому упадку.

2) коррупция тоже стала одной из причин кризиса. И действующую власть, в том числе президента, и оппозицию обвиняют в масштабных махинациях и кумовстве — оказалось, что получить контракты на подряды для государственной нефтяной компании можно только за взятки. Президента даже временно отстранили от должности.

3) падение цен на сырье (нефть, железную руду и сою) сократило доходы бюджета Бразилии. Причиной стало замедление экономики Китая, который является основным торговым партнером страны.

4) правительство набрало кредитов и как результат — валюта обесценилась и выросли цены.

Последствия: в 2015 году ВВП Бразилии упал на 3,8%, инфляция составила 10,7 %, а безработица выросла до 9%. Рейтинг президента упал с 79% в 2013 году до 10% в 2016.

Реформы: Исполняющий обязанности президента уже готовит пакет реформ для вывода страны из экономического застоя. Это инвестиции в инфраструктуру; пенсионная реформа — увеличение пенсионного возраста; реформа рынка труда — предоставление работникам права заключать частные контракты с работодателями. Последнее поможет вывести работников из неформального сектора. Пока реальные реформы не были проведены.

Бразилия сегодня: главная проблема в экономике Бразилии сейчас — это Дилма и её левое правительство. Экономика нуждается в либерализации рынка. А иностранные компании ничего не производят в Бразилии, потому что производительность рабочей силы низкая.

Урок для Украины: частые займы могут привести к пожизненной зависимости страны от кредиторов, если вовремя с ними не расплачиваться.

“Черный” бизнес и огромные социальные пособия оплатили безработицу в Испании

На пике кризиса в 2013 году, в Испании безработица выросла до 26% среди взрослого населения, а среди молодежи — до 55,7%. Но даже до кризиса этот показатель был высоким — 10%. Дело в том, что причина вовсе не связана с мировым кризисом 2008 г.

1) в Испании пособие по безработице больше зарплаты. Так как люди все равно будут получать деньги от государства, то они не активны на рынке труда. Зачем работать за 500 евро, если можно получать 900 просто так?

2) “черный” бизнес. Зарплата “в конвертах” в Испании платится даже официантам и уборщикам.

3) неэффективность центров занятости. Центры только обрабатывают документы и выдают пособия, а не помогают в поиске работы.

4) испанский менталитет. Подтверждением низкой производительности испанцев служит большое количество выходных.

Последствия: в 2013 году в Испании насчитывалось 6 млн безработных. Такого уровня безработицы в стране раньше не было.

Реформы: только в 2014 г. Испания начала выходить из кризиса. Для этого правительство увеличило пенсионный возраст до 67 лет, понизило зарплаты, пенсии и льготы, повысило налоги. Хотя эти реформы и вызывали у населения протесты, зато жесткие изменения помогли восстановить экономику. Правительству не пришлось набирать кредитов в МВФ, иначе оно бы погрязло в долгах.

В результате этих реформ ВВП вырос на 1,4%, увеличилась покупательная способность, безработица постепенно падала, а инвестиции увеличивались.

Испания сегодня: безработица в стране сокращается, и уже в начале 2016 года насчитывалось 4 млн безработных.

Урок для Украины: для выхода из кризиса не обязательно набирать кредиты в МВФ. Все зависит от разумных реформ. Главное, информировать людей о том, к чему приведут изменения и с какими ограничениями им придется столкнуться.

Российская экономика упала из-за коррупции, дешевой нефти и войны

60% экспорта России составляет нефть и газ. Так как страна зависит от продажи энергоресурсов — доходы от продаж нефти составляют 40% бюджета — падение цен на них привело к бюджетному дефициту. Устранить его будет тяжело, пока цена на энергоресурсы остается ниже 100 дол. за баррель.

1) отсутствие инноваций, поддержка большого бизнеса в ущерб малому и среднему.

2) введение экономических санкций в связи с агрессией России в Украине и падение цен на нефть привело к потерям в сумме $140 млрд.

3) низкая продуктивность работы. Один российский рабочий приносит в ВВП страны $24,00 в час, а американец — $64,02 в час.

4) коррупция в России, как и в других странах, является одной из основных причин экономических бед. В рейтинге восприятия коррупции Transparency International в 2015 Россия заняла 119 место. Она находится на уровне с Азербайджаном и Сьерра-Леоне. Но даже Пакистан стоит на 117 позиции!

Последствия: ослабление российского рубля, уменьшение доходов россиян, рост цен, снижение спроса на товары и услуги. В 2015 году число безработных достигло максимума с 2006 года — 19,2 млн человек

Реформы: правительство увеличивает налоги, а пенсии урезает.

Россия сегодня: рейтинг президента страны растет, хотя уровень бедности населения увеличивается.

Урок для Украины: нынешний кризис в России показывает, к чему приводит технологическая отсталость, поддержка олигархов и масштабная коррупция. А санкции для страны-агрессора обнажили слабость ее экономики.

Способность распоряжаться богатством страны и отсутствие коррупции — возможность обеспечить экономический рост. Яркий пример — ОАЭ: там столько же нефти, сколько в России, и меньше чем в Венесуэле, но уровень жизни в странах отличается разительно. Эмираты разумно инвестируют сверхдоходы от сырья и пытаются диверсифицировать экономику. Разное количество населения в странах и разница в территории, на которые любят ссылаться псевдореформаторы — не аргумент. Правительство либо способно решить проблемы страны, либо нет — тогда кризисы будут продолжаться вечно.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь “горящие” новости!

Читайте все новости по теме “Дефолт Греции” на OBOZREVATEL.

Ссылка на основную публикацию