Инсайдерская информация: понятие, законодательная база

Инсайдерская информация

Понятие инсайдерской информации

В каждом крупном предприятии имеются данные, которые являются тайной и не подлежат общественной огласке.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Такая информация носит название – инсайдерская.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Общее определение данного слова сводится к следующему – информация, не подлежащая общественной огласке, которая известна определенному кругу лиц, и способная повлиять на хозяйственную и производственную деятельность организации, а также на стоимость акций и иных активов. Люди, владеющие данной информацией – инсайдеры.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Можно выделить несколько определений инсайдерской информации:

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Инсайдерская информация – точные, конкретные сведения, не подлежащие общественной огласке и имеющие стратегическое значение для принятия решения участниками рынка;

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Инсайдерская информация – информация, обладание которой ставит лицо (обладающее информацией) в преимущественное положение по отношению к остальным участникам рынка;

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Инсайдерская информация – сведения о внутреннем устройстве компании либо организации, доступная ее сотрудникам, но отсутствующая в общественном доступе.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Кто может стать инсайдером?

Владеть информацией, способной изменить текущее положение дел могут:

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

  • руководитель фирмы (имеет доступ ко всем активам и базам данных организации);
  • работники финансовых служб и бухгалтерии (имеют доступ ко всей финансовой информации, о состоянии счетов, долгах, займах и т.д.);
  • работники, непосредственно занятые обработкой информации;
  • иные случайные лица, получившие по какой-либо причине доступ к информации данного типа.
  • банки депозитарии, имеющие данные о финансовом положении дел компании;
  • организаторы торговых площадок;
  • информационные агентства и т.д.

Что дает обладание инсайдерской информацией?

Инсайдер может манипулировать процессами, используя известную ему информацию;

p, blockquote 9,0,1,0,0 –>

Инсайдер также имеет возможность получить и некую экономическую (финансовую) выгоду, предоставив информацию сторонним заинтересованным лицам.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Законодательство РФ в отношении информации инсайдеров

Использование информации данного типа не является законным действием и может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Административное законодательство Российской Федерации, а именно ст. 15.21 КоАП РФ за неправомерное использование инсайдерской информации предполагает наложение штрафов в сумме от 3 до 5 тысяч для физических лиц, от 30 до 50 тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок до 2-х лет для юридических лиц.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Уголовная ответственность, предусмотренная за использование инсайдерской информации в своих целях и манипулирование рынком более сурова по отношению к инсайдерам – от штрафа в размере 300 тысяч рублей, до лишения свободы на срок до 6 лет.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Кроме того, разработан целый законопроект о противодействии инсайду. Данный законопроект получил название «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и был принят в первом чтении Госдумой РФ 17 апреля 2009 года.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Данный законопроект включает в себя все основные понятия, такие как:

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

  • инсайд;
  • инсайдерская информация;
  • правовой режим использования инсайдерской информации и др.

В данном законопроекте присутствует уточнение в отношении информации относящейся к инсайду.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Так к данному типу относят:

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

  • коммерческая тайна;
  • служебная информация;
  • производственные сведения;
  • иные сведения, к которым имеет доступ определенный круг лиц (инсайдеры).

При принятии данного законопроекта также предполагалось, что все участники рынка будут следить друг за другом и сами пресекать использование инсайдерской информации и манипулирование рынком.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Стоит уточнить понятие манипулирования рынком в данной ситуации. К нему относят действия способные привести к распространению непроверенных сведений, способных изменить текущее положение финансовых рынков, такие как:

p, blockquote 19,1,0,0,0 –>

  • передача информации в СМИ;
  • передача в информационно-телекоммуникационные системы и сети общественного пользования;
  • иные пути распространения ложных сведений.

Закон об инсайдах предусматривает развитие и разработку служб, использование новейшего программного обеспечения и иных достижений науки для улучшения выявления использования инсайдерской информации. Все пункты разработаны с учетом обстановки в стране.

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Также в законопроекте частично снижена ответственность СМИ за использование инсайдерской информации, при этом они не освобождаются полностью от его действия.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Использование информации инсайдеров запрещено для:

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

  • осуществления любых финансовых операций для обогащения себя или третьих лиц;
  • передачи ее лицам, не внесенным в список инсайдеров;
  • рекомендации данные сторонним лицам о совершении определенных действий на основе полученной информации.

Любая организация, признаваемая государством как инсайдер должна осуществить определенный перечень действий:

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

  • опубликовать списки инсайда на своем официальном сайте;
  • обнародовать информацию в соответствии с законодательством РФ (ст.8 ФЗ №224-ФЗ).
  • вести журналы учета лиц-инсайдеров;
  • уведомлять указанных лиц о внесении/исключении из списков инсайдеров.

В банковской системе регулирования выдачи займов и кредитов под понятие инсайдера попадают физические лица, имеющие возможность воздействовать на принятие решения, такие как:

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

  • лица, входящие в совет директоров;
  • надзорный орган банка;
  • работник финансовых отделов (главный бухгалтер);
  • руководитель филиала;
  • супруги, дети и иные родственники перечисленных выше лиц;
  • иные сотрудники банка, способные воздействовать на принятие решения.

Анализ работы инсайдера

Работу инсайдера, а именно его действия (продажа, покупка и т.д.) может просмотреть любой участник рынка. Деятельность инсайдера может выступить в качестве некоего целеуказателя. На основе его действий любой участник может решить, как поступить в сложившейся ситуации (покупать или продавать акции и т.д.).

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Что делать если произошла утечка данных?

Если при поведении переговоров, встречи либо в частной беседе вы неожиданно проговорились, не стоит паниковать. Прежде всего, нужно четко выяснить — какая именно информация была передана и к каким последствиям может привести данная утечка.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

После этого необходимо подготовить эту информацию к обнародованию и в как можно короткий срок предать огласке, дабы все участники рынка остались в равных условиях.

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Не стоит забывать о подписках о неразглашении и прочих бумагах, регламентирующих ваше право на обнародование информации. Не стоит действовать в обход начальства, лучше согласовать все дальнейшие действия и получить необходимые разрешения.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Спор вокруг инсайдерской деятельности

Споры вокруг деятельности инсайдеров не стихают уже длительное время. Находятся, как и сторонники, так и противники инсайдов.

p, blockquote 29,0,0,1,0 –>

«За» выступают сторонники инсайдов, мотивируя это тем, что завладеть инсайдерской информацией могут лишь те, кто «в поте лица» собирают ее, используя свою внимательность, наблюдательность, сообразительность и иные личные качества.

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

То есть они воспринимают выгоду, получаемую за счет инсайдерской информации, как вознаграждение за труды и старания.

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

«Против» же выступает остальная аудитория, приводя в качестве аргументов аморальность данного вида деятельности. Ведь инсайдеры обладают информацией, ставящей их в более выгодное положение по отношению к остальным участникам.

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

Громкие случаи использования информации инсайдеров

Не одна компания пострадала в результате деятельности инсайдеров, и не один скандал возникал на этой почве.

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Одним из самых громких стал скандал вокруг топливной компании Enron Corporation в 2001 году. В результате неправомерного использования инсайдерской информации, огромное количество инвесторов обанкротились и потеряли интерес и доверие к инвестиционным компаниям.

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

Бухгалтерия на протяжении полутора лет фальсифицировала данные о действительном положении дел в финансовой части. Это привело к тому, что инвесторы, неверно оценивая сложившуюся ситуацию, вкладывали деньги и не спешили их вернуть.

p, blockquote 35,0,0,0,0 –>

И случаи такого громкого разорения не единичны в истории.

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

Инсайдерская информация в спорте

Инсайды бывают не только в отношении финансовых и производственных дел организаций и компаний. Довольно большое распространение получило применение инсайдерской информации в спорте.

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

Заключение

Пользоваться ей нужно крайне осторожно, а особенно с осторожностью использовать информацию способную ввести в заблуждение или изменить обстановку. Каждый ваш шаг – должен быть обдуман неоднократно.

p, blockquote 38,0,0,0,0 –> p, blockquote 39,0,0,0,1 –>

Стоит ли пользоваться инсайдерской информацией, попавшей вам в руки – решать только вам самим. Но стоит помнить, что за неправомерное использование государством предусмотрено наказание.

(Пока оценок нет)

Инсайдерская информация: понятие, законодательная база

Инсайдерская информация является совокупностью конкретных и точных сведений, в которых содержится служебная, банковская или прочие виды организационных тайн. Естественно, представленный вид информации строго охраняется законом и не может быть раскрыт без соответствующего разрешения руководства. Законодательное регулирование формирования и использования инсайдерской информации обеспечивается Федеральным законом № 224-ФЗ. Именно о положениях этого нормативного акта будет рассказано в статье.

Что представляет собой информация инсайдерского типа?

Представленного вида информация содержит в себе ряд важнейших сведений о финансовом положении той или иной организации. Именно поэтому распространение или предоставление такой информации может крайне негативно сказаться на функционировании соответствующего предприятия.

Совершение сделок, операции с финансовым инструментарием, реализация товаров — сведения обо всех этих элементах может содержать в себе так называемый инсайд. Как правило, руководство той или иной организации устанавливает ряд правил для распространения информации инсайдерского типа. Так, разглашение установленных сведений возможно лишь строго определенному кругу лиц.

Содержание инсайдерской информации

Что может быть включено в инсайд? В соответствующем Федеральном законе регламентируется перечень сведений, которые могут подлежать защите. Здесь стоит выделить информацию:

  • о принимаемых или принятых решениях о тендерах или торгах;
  • о предпринятых действиях в отношении определенных лиц, об аннулировании или изъятии лицензии и т. д.;
  • о проводимых проверках или о результатах контрольно-оценочной деятельности соответствующих инстанций;
  • о привлечении к административной ответственности отдельных лиц и т. д.

Банк России обязан составлять специальные нормативные акты, в которых содержится перечень требований к информации инсайдерского характера.

Об инсайдерах

Субъектами инсайда являются так называемые инсайдеры — специальные должностные лица, занимающиеся охраной, ограниченным распространением, использованием, а порой и ликвидацией инсайдерской информации. Вот кто относится к группе представленных лиц:

  • организаторы торговых и кредитных мероприятий, а также организаций клирингового типа и т. д.;
  • компании управляющего типа и эмитенты;
  • хозяйствующие субъекты (но только те, что включены в установленный ФЗ «О защите конкуренции» реестр);
  • профессиональные представители рынка ценных бумаг;
  • отдельные руководители соответствующих ведомств из федеральных органов исполнительной власти;
  • представители совета директоров, единоличного исполнительного органа или ревизионной комиссии;
  • лица, владеющие более 25% голосов в высшем органе управления (то же с акциями);
  • прочие лица, имеющие законный доступ к инсайдерской информации.

Любое из представленных лиц может быть склонно к неправомерному использованию инсайдерской информации. Это, например, манипулирование рынком, совершение незаконных или противоречащих организационному уставу сделок и т. д.

О списке инсайдеров

Центральный Банк России обязан вести специальный реестр лиц, которые являются инсайдерами. Как только то или иное лицо получает соответствующие полномочия, сведения о нем должны быть внесены в установленный российским ЦБ список.

Организаторы торговли также играют здесь немаловажную роль. Именно они должны передавать информацию о финансовых инструментах, иностранной валюте или специальных товарах российскому Банку. Непредставление информации, несвоевременное ее предоставление или передача неверных сведений повлечет за собой наложение административной ответственности.

Параметры ограничения инсайдерской информации

Рассматриваемого типа информация может распространяться и использоваться только в строго ограниченном кругу лиц. Именно поэтому Федеральный закон «Об инсайдерской информации и манипулировании рынком» закрепляет перечень запретов на использование представленных сведений. Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • передача информации другому лицу — за исключением случаев, когда другое лицо включено в реестр инсайдеров;
  • путем предоставления рекомендаций посторонним гражданам, побуждения или обязывания их к приобретению, использованию, продаже инструментов финансового типа, зарубежной валюты и т. д.;
  • реализация операций с инструментами финансового типа или товарами, связанных с инсайдами третьих лиц.

Отдельно закон устанавливает запрет на реализацию действий, которые могут быть причислены к манипулированию рынком.

О последствиях раскрытия инсайда

Первое и самое важное, что стоит отметить, — это установление законом ответственности за нелегальное распространение информации инсайдерского типа. На любое лицо, независимо от пола, статуса, мировоззрения и прочих социальных элементов, будут возложены соответствующие санкции. То же самое касается граждан или организаций, которые неправомерно использовали информацию рассматриваемого типа, занимались распространением ложных сведений, манипулировали рынком и т. д. Отдельно стоит указать на СМИ, которые обязаны нести ответственность за распространение сведений, являющихся дословным воспроизведением информации, которая уже содержалась ранее в других источниках.

Читайте также:  Как правильно подготовить претензию, иск, заявление, жалобу, ходатайство

Не несут ответственности профессиональные участники рынка, нарушающие закон по чьему-то приказу. В данном случае санкции будут наложены не на исполнителя, а на лицо, которое отдавало незаконное поручение.

О борьбе с незаконным распространением инсайдерской информации

Закон «О противодействии манипулированию рынком» содержит в себе ряд положений, которые позволили бы предотвратить, выявить, пресечь или полностью ликвидировать несогласованное распространение информации инсайдерского характера. Все соответствующие организации и государственные органы, а также Банк России должны обратить внимание на следующие нормы:

  • необходимость в разработке, утверждении и пользовании специальным порядком доступа к рассматриваемого вида информации. Соблюдение требований конфиденциальности и надзора за соблюдением этих требований.
  • Создание структурных подразделений, в обязанности которых входит защита инсайдов.
  • Обеспечение условий для эффективной и беспрепятственной реализации структурными подразделениями своих обязанностей.

Методов борьбы, таким образом, не так уж и много. Однако качественное использование представленных мер поможет эффективной защите информации из группы инсайдов.

О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации

Организатор торговли обязан осуществлять строгий контроль за имеющейся инсайдерской информацией. В целях предотвращения и неправомерного использования сведений рассматриваемого типа торговый организатор обязан:

  • Устанавливать требования по выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации.
  • Реализовывать проверочную деятельность по нестандартным сделкам и заявкам. Если по тому или иному заказу имеются подозрения на манипулирование рынком, то незаконные действия необходимо будет своевременно предотвращать.
  • Направлять в Центральный российский банк уведомления, связанные с выявлением нестандартных сделок.

Какими полномочиями обладает саморегулируемая организация в области финансового рынка? Вот на что указывает закон:

  • Осуществление действий, предусмотренных внутренней документацией организатора торговли. Действия могут быть направлены на предупреждение и пресечение нарушений правил, установленных рассматриваемым законом.
  • Требование от участников торгов и их работников представления необходимой документации, объяснения, информации и т. д.

Стоит также отметить, что Банк России играет немаловажную роль во всей рассматриваемой системе. О его функциях и полномочиях будет рассказано далее.

Роль Банка России

Центральный российский банк является основным контролирующим органом государственного типа в системе противодействия манипулирования рынком. Именно эта государственная инстанция должна обеспечивать эффективный надзор за хранением любого инсайда. Какими полномочиями обладает Банк России? Вот на что указывает закон:

  • обеспечение контроля над соблюдением правил, закрепленных в рассматриваемом Федеральном законе;
  • выявление и предотвращение нарушений в сфере манипулирования рынком и использования инсайдерской информации в незаконных целях;
  • принятие мер по предупреждению незаконного использования инсайдов;
  • издание нормативных актов в области своей компетенции.

Стоит также отметить, что Банк России имеет возможность проводить государственные проверки органов и инстанций, принимать и проверять жалобы, требовать от органов соблюдения закона и т. д.

Информационные функции Банка России

Российский центральный банк обязан публично раскрывать сведения о следующих ситуациях:

  • приостановление работы той или иной организации, аннулирование лицензии, изъятие документации для осуществления профессиональной деятельности и т. д.;
  • назначение административных наказаний за незаконное использование информации из инсайдерской группы, либо уголовных наказаний за манипулирование рынком;
  • направление предписаний об устранении нарушений правил, установленных рассматриваемым Федеральным законом.

Стоит также отметить, что Банк России способен самостоятельно передавать инсайдерскую информацию тем или иным организациям.

Роль саморегулируемых организаций

Банк России является далеко не единственной контролирующей организацией в рассматриваемой сфере. Большое влияние на хранение и ограниченное использование инсайдов оказывают негосударственные инстанции — так называемые саморегулируемые инстанции. Вот какими правами они обладают:

  • контрольно-надзорная деятельность за соблюдение членами организации установленных требований;
  • выполнение поручений организатора по проверке нестандартных заказов;
  • разработка в соответствии с рассматриваемым ФЗ требований к участникам организации и т. д.

Стоит привести один конкретный, хоть и не совсем стандартный пример инсайда. Речь идет об инсайдерской информации о спорте — малоизвестных сведениях для удобства делать ставки. Подобного рода информация является крайне актуальной в наше время. Пользуются ею, как правило, обычные граждане. Если же говорить об инсайдах для юридических лиц, то здесь все гораздо сложнее. Как правило, это целая совокупность самых различных требований, сведений и установок, которые должны храниться в тайне от посторонних лиц.

Инсайдерская информация и правовой режим ее использования

Нормативно-правовая основа Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Инсайдерская информация – точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

В 70-х годах 20 века американская компания TGS, которая осуществляла добычу полезных природных ископаемых, при исследованиях обнаружила огромный минеральный «бассейн». Чарльз Фогарти, вице-президент компании TGS, решил воспользоваться моментом – он приобрел крупный пакет акций по текущей низкой цене. Как только эта информация попала в СМИ, то цена акций TGS сразу же увеличилась в несколько раз. Чарльз Фогарти смог буквально за несколько дней разбогатеть. Из-за негодования мелких инвесторов факт инсайдерской сделки стал известен правоохранительным органам, над руководством компании TGS началось судебное дело. Закончилось оно большим штрафом (порядка 1,2 миллиона долларов).

Для того, чтобы сохранить равные возможности для участников финансового рынка, во многих развитых странах, в том числе и в России, законодательно определен круг инсайдеров и порядок работы с инсайдерской информацией.

К инсайдерам относятся следующие лица:

-эмитенты и управляющие компании;

– хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации;

– организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

– аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

– лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления хозяйственными обществами;

– члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц;

– лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

– федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты (далее – органы управления государственных внебюджетных фондов), Банк России;

– имеющие доступ к инсайдерской информации руководители и служащие федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к инсайдерской служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

– работники, имеющие доступ к инсайдерской информации. .

Использование информации ставит ее обладателя в преимущественное положение, что, в свою очередь, дает ему возможность осуществлять манипулирование ценами биржевых торгов. Использование инсайдерской информации приносит экономическую выгоду ее обладателю после исполнения обязательств, возникших на основании сделок, совершенных с использованием такой информации и т.д. В Российской Федерации запрещается использование инсайдерской информации:

– для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

– путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

– путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Однако передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации не являются нарушением запрета на использование инсайдерской информации. При этом передача такой информации или ее опубликование не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации. За незаконное использование инсайдерской информации установлена административная и уголовная ответственность.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо информационное обеспечение рынка ценных бумаг?

2. Цена на какие ценные бумаги учитываются при расчете индексов РТС, ММВБ, Доу Джонс?

3. Какова роль и значение рейтинговых агентств на рынке ценных бумаг?

4. Нуждается ли Россия в создании собственных рейтинговых агентств?

5. Какую информацию о своей деятельности должны раскрывать участники рынка ценных бумаг?

6. Что такое инсайдерская информация?

7. Кто относится к инсайдерам?

8. В чем отличия технического анализа от фундаментального?

9. Какие основные приемы используются при проведении технического анализа?

Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Основы законодательства в данной сфере заложены Федеральным законом от 27.07.2010 № «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Федерального закона.

Согласно статье 6 Федерального закона запрещается использование инсайдерской информации:

1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Читайте также:  Клиентская база: как получить

Статьей 6 Федерального закона также установлен запрет на осуществление действий, относящихся к манипулированию рынком, а именно:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

В соответствии с пунктом 18.3 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Правовой режим инсайдерской информации

Инсайдерская информация как объект гражданских прав. Ее основные признаки: дискретность, юридическая привязка, системность, легализация. Установление в отношении ее специального правового режима с целью обеспечения равенство участников биржевых торгов.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.03.2018
Размер файла44,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Институт открытого и дистанционного образования

по дисциплине «информационное право»

На тему «Правовой режим инсайдерской информации»

студент группы ИОДО – 282

Объектом исследования выступает правовой режим инсайдерской информации.

Цель работы – изучение и анализ гражданско-правовой характеристики инсайдерской информации.

Формирование нового для российского законодательства правового режима инсайдерской информации, недостаточность цивилистических исследований в данной области отношений предопределяют актуальность обращения к гражданско-правовой характеристике инсайдерской информации.

В работе рассматриваются отдельные проблемы данного понятия, сохранности и защиты инсайдерской информации, а также вопросы реализации нормативно-правовых актов, которые закрепляют и регулируют вопросы защиты коммерческой тайны и инсайдерской информации.

Результаты работы имеют практическую значимость и могут применяться при изучении правовых дисциплин.

  • Введение
  • 1.Инсайдерская информация как объект гражданских прав
  • 2. Особенности правового режима инсайдерской информации
  • Заключение
  • Литература Введение
  • Тема данной работы актуальна в силу следующих положений.
  • Информация сегодня становится одним из важнейших объектов гражданско-правовых и экономических отношений. Развитие информационных технологий влечет за собой необходимость защиты информации, обеспечения режима конфиденциальности сведений, имеющих большое значения для экономической безопасности как государства, так и отдельных физических и юридических лиц.
  • В настоящее время в Российской Федерации формируется новое законодательство о защите инсайдерской информации.
  • Защита инсайдерской информации выступает в качестве важнейшего условия обеспечения экономической безопасности бизнес-информации и нормального функционирования ключевых субъектов экономики государства.
  • Формирование нового для российского законодательства правового режима инсайдерской информации, недостаточность цивилистических исследований в данной области отношений предопределяют необходимость обращения к гражданско-правовой характеристике инсайдерской информации.
  • В появляющихся работах на данную тему, появляется гражданско-правовое значение инсайдерской информации.
  • На практическом уровне, информационная асимметрия на организованных рынках является следствием неравного доступа к информации, способной в случае раскрытия существенно повлиять на динамику котировок.
  • В данной работе показана научная и методологическая ценность анализа объекта гражданских прав – инсайдерской информации – через признаки дискретности, юридической привязки, системности, легализации, способности обеспечивать имущественные интересы субъектов.
  • Также в работе раскрыто содержание субъективного гражданского права на инсайдерскую информацию; определена оборотоспособность инсайдерской информации. В конце работы сделан вывод о том, что инсайдерская информация имеет специальный гражданско-правовой режим, осложнённый межотраслевыми связями. Эффективность правового регулирования отношений, связанных с противодействием неправомерному использованию инсайдерской информации, достигается тогда, когда обеспечивается баланс интересов как инвесторов, так и самих инсайдеров.
  • В качестве методов научного исследования были использованы системный метод, структурный метод, метод аналогии и сравнительно – правовой.
  • Результаты проведенного анализа позволили сделать обоснованные выводы, что цель установления в отношении инсайдерской информации отдельного правового режима состоит в обеспечении соответствующего равенства участников биржевых торгов.
  • Объект исследования – правовой режим инсайдерской информации.
  • Предмет – информационное право.
  • Цель работы – изучение и анализ гражданско-правовой характеристики инсайдерской информации.
  • 1. Инсайдерская информация как объект гражданских прав
  • Основное понятие об инсайдерской информации дано в ФЗ Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Статья 2:
  • 1) инсайдерская информация – точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона [1, ст. 2].
  • Тогда и был сформирован правовой режим инсайдерской информации – достоверных сведений, раскрытие которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов, иностранной валюты, товаров, обращаемых на организованном рынке (п.1 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №224-ФЗ.
  • Значение данной информации заключается в том, что, находясь непродолжительное время в ограниченном доступе, в случае раскрытия она оказывает влияние на поведение инвесторов, следствием чего является активное совершение сделок, влекущее существенное повышение/понижение цен на объекты биржевой торговли.
  • В результате одни субъекты (инсайдеры), имея доступ к такой информации ввиду служебного и иного привилегированного положения, используют эти сведения при совершении сделок на организованных торгах; успевая вовремя совершать сделки, они получают колоссальную выгоду или избегают значительных потерь. Для остальных участников рынка информация раскрывается значительно позже, и они лишены возможности осуществить торговлю по объективной рыночной цене, поэтому терпят убытки. В конечном счёте нарушатся основы справедливой конкуренции, подрывается доверие инвесторов.
  • Центральным регулятором [1, с.191; 2, с.134] отношений, связанных с обращением инсайдерской информации, стал Федеральный закон от 27 июля 2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Целями установления в отношении инсайдерской информации специального правового режима являются своевременное раскрытие инсайдерской информации и противодействие её неправомерному использованию.
  • Они предопределяются необходимостью обеспечить взаимосвязанные частные имущественные интересы участников рынка и публичные интересы государства. Частный интерес инвесторов выражен в получении имущественной выгоды от совершения сделок с объектами биржевой торговли на основе достоверной, полной информации, способной повлиять на цены данных объектов. Кроме того, равенство инвесторов достигается и за счёт запретов на использование инсайдерской информации до её раскрытия.
  • Обеспечение же публичных интересов обусловлено удовлетворением частных интересов, поскольку создание равных условий доступа к ключевой информации, информационная прозрачность и борьба с инсайдерской торговлей служат условиями повышения инвестиционной привлекательности и эффективности экономики в целом.
  • Поскольку участники правоотношений на организованном рынке осуществляют торговлю объектами гражданских прав на основе диспозитивности, автономии воли, юридического равенства и на иных гражданско-правовых началах, первоочередное значение приобретает вопрос о том, насколько инсайдерская информация интегрируется в систему соответствующих гражданских правоотношений.
  • Ограниченность доступа к инсайдерской информации, её значимость для принятия инвестиционных решений, отнесённость к объектам биржевой торговли обусловливают постановку вопроса о гражданско-правовом значении данной информации, выраженном прежде всего в наличии таких признаков, которые в совокупности своей характеризовали бы инсайдерскую информацию в качестве объекта гражданских прав.
  • Гражданско-правовая характеристика инсайдерской информации включает и определение возможностей субъектов, обладающих информацией, а также гражданско-правовые последствия её использования.
  • Имущественный интерес, осуществляемый посредством обладания инсайдерской информацией, обусловлен главным её сущностным признаком – способностью оказывать существенное влияние на цены объектов гражданских прав в случае раскрытия [19]. При этом имущественный интерес может проявляться как в увеличении имущества, так и в его сохранении.
  • С позиции учения о благах К. Менгера [20, с.107] инсайдерская информация как редкий ресурс, ограниченный в обращении, является экономическим благом. В отличие от объектов вещных прав, ценность которых выражена в возможности непосредственного владения, пользования и (или) распоряжения ими [18, с.91], инсайдерская информация как нематериальный объект приобретает экономическую ценность в случае её использования при совершении определённых активных (например, совершение сделок с объектами гражданских прав, с которыми связаны последствия раскрытия информации) или пассивных (например, воздержание от совершения заведомо невыгодных сделок) действий. Таким образом, инсайдерской информации присущ один из признаков объектов гражданских правоспособность обеспечивать удовлетворение имущественных интересов её обладателей (признак экономической ценности).В дальнейшем анализе инсайдерской информации как объекта гражданских прав будем опираться на универсальную методологию В.А. Лапача, предложившего идентифицировать объекты гражданских прав путём выделения признаков дискретности, юридической привязки, системности, легализации [22, с.14].
  • Попытаемся охарактеризовать интересующий нас объект сквозь призму данных качеств.
  • Под дискретностью объектов гражданских прав В.А. Лапач понимает их качественную, а также физическую и (или) учётную определённость и обособленность от других объектов [22, с.153]. Иными словами, учитывается единство формы объекта, выраженное в пространственной или иной обособленности, и наличие у него свойств, которые позволяют удовлетворять потребности субъектов.
  • При этом если формальная характеристика – пространственная обособленность – таких распространённых объектов гражданских прав, как вещи, возможна в силу их физических свойств, то в отношении бестелесных объектов, каким является информация, пространственное измерение неприменимо.
  • Как отмечает В.М. Богданов, дискретность не может являться естественным свойством информации, а относится исключительно к её правовому понятию, правовой характеристике и служит для разделения правоотношений, возникающих по поводу информации, на классы и для индивидуализации правоотношений, принадлежащих к одному классу [5, с.69].
  • Для решения вопроса о наличии у инсайдерской информации свойства дискретности, надо установить, способна ли такая информация быть обособленной от других видов информации, и если да, то на основании каких критериев. Перечень сведений, относимых к инсайдерской информации, установлен нормативно, исходя из субъектного критерия.
  • На основании нормативно определённого списка инсайдерской информации субъекты на локальном уровне принимают собственные перечни, где прямо обозначено, что является их инсайдерской информацией. Если опираться исключительно на такой формальный подход, то для целей выявления и обособления инсайдерской информации из всего множества сведений необходимо установить тождественность конкретной информации, возникающей в предпринимательской деятельности субъектов, и информации, признаваемой в качестве инсайдерской императивными нормами [19, с.27-28].
  • Однако данный подход имеет недостатки, поскольку не учитывает всего многообразия сведений, которым присущ главный качественный признак инсайдерской информации – способность оказывать существенное воздействие на биржевые цены. Именно этот признак даёт основания включить сведения, способные значительно повлиять на рыночную конъюнктуру, перечень инсайдерской информации.
  • Юридическая привязка – нормативно гарантированная возможность правового закрепления объектов за субъектами гражданского права [22, с.170]. Необходимость введения данного признака обусловлена тем, что юридическая привязка обеспечивает правовое связывание объектов гражданских прав с носителями субъективных прав, создавая ту самую несвободность предметов внешнего мира, которая и выступает предпосылкой господства лиц. Формы правовой связи различны, В.А. Лапач относит к ним и такие, которые не обязательно трансформируются в субъективное право («возможное правообладание», «правоожидание» объектов [22, с.172]).
  • Самой распространенной нормой юридической привязки является субъективное право. Однако характерное для большинства вещных и исключительных прав традиционное понимание юридической привязки в статике имущественных правоотношений через конструкцию субъективное правоприменительно к инсайдерской информации имеет вои особенности.
  • В первую очередь стоит отметить комплексность правоотношений, связанных с инсайдерской информацией, и вытекающую отсюда дифференцированную характеристику субъективного гражданского права (в зависимости от абсолютности и относительности правоотношений) на инсайдерскую информацию. Так, К.М.Арсланов убедительно показывает комплексную абсолютно-относительную природу правовых связей в рамках отдельных гражданских правоотношений (например, арендных отношений, отношений ввиду создания и использования объектов интеллектуальной деятельности) [4, с.72-74]. В отношениях, связанных с информацией, также ясно прослеживается подобная двойственность.
  • Таким образом, юридическая привязка как признак инсайдерской информации приобретает публично-правовое значение в том смысле, что позволяет установить круг субъектов, которым известна или может быть известна инсайдерская информация, возложить на них запреты и обязанности по её раскрытию.
  • Гражданско-правовое значение юридической привязки субъективное право инсайдера заключается в том, чтобы определить возможности субъектов, обладающих инсайдерской информацией, а также содержание их субъективных прав, существенно лимитированное публично-правовыми нормами.
  • Системность выступает одним из определяющих признаков объекта гражданских прав. С.С. Алексеев отмечает что «системность образует главную внутреннюю согласованность права» [4, с.10]. Интегрированность объекта права в систему основных категорий права и системное построение самих объектов[22, с.185-190] – проявления внутриотраслевой цивилистической системности 14, с.40-51].
  • Для определения интегрированности инсайдерской информации в систему гражданского права, необходимо установить взаимосвязь между инсайдерской информацией и различными сегментами гражданского права.
  • Она проявляется на следующих уровнях:
  • 1) инсайдерская информация и система объектов гражданских прав;
  • 2) инсайдерская информация и отдельные институты, субинституты, нормы гражданского права.
  • Кроме того, поскольку любое системное правовое образование в рамках одной отрасли права не может существовать автономно и испытывает постоянное воздействие внешней среды, о нельзя не исследовать и межотраслевые связи, выраженные во взаимодействии и взаимном влиянии гражданско-правовой составляющей и отдельных правовых сегментов разноотраслевой принадлежности [14, с.34].
  • Важность установления межотраслевых связей применительно к такому объекту гражданских прав, как инсайдерская информация, обусловлена тем, что информация в принципе не может считаться моноотраслевым явлением. Оценка подобного объекта должна осуществляться не только с учётом норм гражданского права, но и на базе соответствующего регулирования иных отраслей права [14, с.91].

2. Особенности правового режима инсайдерской информации


Усложнение общественных отношений на современном этапе иногда требует того, чтобы такая информация была урегулирована с помощью права.


В этом случае можно говорить об установлении правового режима для конкретного вида информации. Для того чтобы более точно охарактеризовать правовой режим инсайдерской информации, нужно раскрыть такие понятия, как «режим» и «правовой режим».


Согласно Большому советскому энциклопедическому словарю, режим:


1) государственный строй; метод управления;


2) установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха и сна;


3) совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой – либо цели. [8. С. 1109].


Ответственность за использование инсайдерской информации

В 2020 году все большее количество изданий, которые публикуют материалы об информационной безопасности, привлекают внимание читателей с помощью сообщений и аналитических статей о большой угрозе для рынка ценных бумаг сделок, совершенных с использованием инсайдерской информации.

Согласно оценкам экспертов, в настоящее время более 50 % сделок от их общего количества совершаются с применением инсайдерской информации.

Что такое инсайдерская информация и чем грозит ее неправомерное использование – говорится в этой статье.

Законодательная база

Задача Федерального закона от № 224-ФЗ, принятого 27 июля 2010 года, — это повышение защиты интересов инвесторов благодаря установлению требований к полному раскрытию информации, которая влияет на цены финансовых инструментов, а также созданию эффективного механизма выявления и пресечения правонарушений, которые совершаются путем манипулирования рынком, использования инсай­дерской информации.

Что значит термин «инсайдерская информация»? Данный закон устанавливает, что инсайдерская информация — конкретная и точная информация, которая ранее не была предоставлена или распространена (в том числе и сведения, что составляют коммерческую, банковскую, служебную тайну, тайну связи (информации о переводах денежных средств) и другую тайну, охраняемую законом), предоставление или распространение которой может существенно повлиять на стоимость финансовых инструментов, товаров и (или) иностранной валюты.

Таким образом, Федеральный Закон № 224 установил положения, которые регулируют манипулирование рынком, а также использование инсайдерской информации.

Она должна отвечать следующим определенным признакам:

  1. Быть конкретной, нераспространенной, точной.
  2. Быть способной существенно повлиять на цены финансовых товаров, инструментов, иностранной валюты.
  3. Состоять в перечне инсайдерской информации, который утвержден ФСФР нормативно-правовым актом.

Примеры инсайдерской информации: годовой доход компании до момента его официального обнародования, информация о ее предстоящем поглощении или слиянии и т. п.

Кто является «инсайдером»?

Одним из ключевых моментов в противодействии неправомерного применения инсайдерской информации – понимание того, кто может быть носителем таких сведений.

Подавляющее большинство людей считает, что владеет инсайдерской информацией о компаниях исключительно высшее руководство и круг лиц, ответственный за оперативное управление организацией, то есть исполнительные директора. Однако это далеко не так.

Законодательство РФ регулирует порядок доступа к инсайдерской информации. Рассмотрим перечень «инсайдеров»:

  • управляющие и эмитенты компании;
  • клиринговые организации, организаторы торговли;
  • хозяйствующие субъекты, у которых доля на рынке больше 35%, которые занимают доминирующее положение на рынке какого-то определенного товара на территории РФ;
  • профессиональные участники в рынке ценных бумаг, оценщики;
  • члены совета директоров;
  • сотрудники организаций, у которых на основании договоров открыт доступ к инсайдерской информации;
  • лица, которые владеют не менее 25% голосов в высших органах управления;
  • аудиторы компаний;
  • страховые, кредитные организации, у которых есть доступ к инсайдерской информации;
  • органы власти всех субъектов РФ, а также местного самоуправления;
  • федеральный орган исполнительной власти;
  • участники Национального банковского совета;
  • рейтинговые агентства;
  • информационные агентства, раскрывающие или предоставляющие информацию о вышеперечисленных организациях;
  • физические лица, у которых открыт доступ к инсайдерской информации на основании гражданско-правовых и трудовых договоров в вышеуказанных организациях.
  • Наказание за неправильное использование инсайдерской информации

    Общеизвестно, что основными требованиями для рынка ценных бумаг являются:

    • конкурентность;
    • прозрачность;
    • честность;
    • инвесторы должны быть в равных условиях.

    Однако использование инсайдерской информации – это один из способов манипулирования ценами.

    Существует ли какая-либо ответственность за использование инсайдерской информации? Конечно, ведь в большинстве стран мира такие операции считают не только незаконными, но даже и уголовно наказуемыми.

    Например, в Великобритании применение инсайдерской информации карают семью годами тюрьмы. А что можно сказать про РФ?

    Закон предусматривает административную и уголовную ответственность за намеренное неправомерное применение инсайдерской информации.

    Стоит отметить, что норму об административной ответственности применяют только по истечении 1 года с момента опубликования закона, а норму об уголовной ответственности – спустя 3 года со времени опубликования закона.

    В законе прописывается, что гражданин, который неправомерно использовал инсайдерскую информацию, распространил заведомо ложные сведения, может не понести ответственности, если он не знал или не должен был знать, что данная информация является инсайдерской и распространенные им сведения — заведомо ложными.

    В УК РФ четко описано, какая ответственность наступает за незаконную передачу или какое-либо другое неправомерное использование инсайдерской информации.

    Так, ответственность наступает в том случае, если такое использование инсайдерских сведений причинило крупный ущерб организациям, гражданам или государству (убытки превышают 2,5 млн рублей).

    Законом предусмотрен штраф, размером от 300 000 рублей до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за время от 1 года до 3 лет.

    Более того, возможно даже лишение свободы, сроком от 2 до 4 лет, совместно со штрафом до 50 000 рублей или же в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за время до 3 месяцев.

    В некоторых случаях мерой пресечения становится лишение права занимать некоторые определенные должности или же заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет.

    Если говорить об умышленном неправомерном использовании инсайдерской информации (намеренной передачи другому лицу), то штраф может составить от 500 000 рублей вплоть до 1 млн рублей.

    Кроме того, возможно даже лишение свободы на срок от 2 до 6 лет совместно со штрафом до 100 000 рублей или же размером заработной платы или другого дохода осужденного гражданина за период до 2 лет, также его могут лишить права занимать некоторые определенные должности или же заниматься определенным видом деятельности на период до 4 лет.

    Итак, позитивный факт – это то, что спустя десять лет обсуждения о необходимости принятия закона для противодействия манипулирования рынком и неправо­мерного использования инсайдерской информации, наконец-таки он был принят.

    Сам закон четко определил понятие «инсайдерская информация» и перечень инсайдеров. Примечательно, то перечень носит исключительно исчерпывающий характер, поэтому не подлежит расширительному толкованию.

    Он предусмотрел возможность для граждан, кому был нанесен ущерб из-за неправильного использования инсайда, потребовать возмещения убытков, и также предоставляет регулирующим органам право отзывать лицензию за подобные нарушения.

    Читайте также:  Дисциплинарная ответственность: основания, порядок применения и снятия
    Ссылка на основную публикацию