Диспозитивный метод правового регулирования: определение, пример

Диспозитивный метод

ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. В основе диспозитивного метода лежит свободное (неподчиненное) положение участников правоотношения и договор как источник его возникновения. Если императивный метод как бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный — связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций, складывающиеся на этой основе отношения, имеют приоритет перед юридическим установлением.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое “Диспозитивный метод” в других словарях:

ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — метод, который предоставляет субъектам гражданско правовых отношений право самим определять возможность выбора варианта поведения, не противоречащего закону. См. также Диспозитивная норма права … Юридический словарь современного гражданского права

Метод правового регулирования — совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… … Элементарные начала общей теории права

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Юридический словарь

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

Метод муниципального права — способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

МЕТОД ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ) — система юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования гражданских отношений. Для гражданско правового метода регулирования характерно наличие следующих особенностей: 1) субъекты гражданско правовых отношений выступают как … Юридический словарь современного гражданского права

Метод правового регулирования — (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

Методы, способы, типы правового регулирования

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования – определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов – особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования – те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Диспозитивная норма права – это. Метод правового регулирования

Каждая научная сфера имеет свою методологию. Юридические дисциплины содержат в себе императивные и диспозитивные нормы права. В этой статье речь пойдет именно про диспозитивный метод.

Общая методология

Методологию можно охарактеризовать как учение о научном методе. Данная отрасль входит в состав гносеологии, раздела общей теории познания. Методология представляет собой совокупность различных подходов и принципов, на которые должен опираться ученый при получении и разработке знаний в рамках одной дисциплины. Например, юридические науки руководствуются методологией, состоящей из общенаучных, частнонаучных и специальнонаучных методов. Методы общенаучной группы включают в себя понятия анализа и синтеза, дедукции и индукции. Частнонаучные виды методов представляют собой применение различных научных областей к одной конкретной дисциплине. Это может быть, например, прогнозирование, логика, синтаксический языковой анализ и многое другое, что можно применить, предположим, к теории государства и права. Наконец, специальнонаучные методы представляют собой виды работ с конкретными положениями или нормами той или иной научной дисциплины. В конституционном праве это может быть работа с положениями основного закона страны, в уголовном праве – разбор статей Уголовного кодекса и т. д. А какое место в этой системе занимает диспозитивная норма права? Это отдельная классификация либо подвид представленной системы? Ответ получить не так уж и просто, ведь споры ведутся до сих пор. Но попытаться все-таки можно.

Читайте также:  Субподрядчик – это исполнитель или стороннее лицо?

Признаки норм

Правило может именоваться официальной формой проявления права лишь в том случае, когда оно соответствует ряду признаков. Диспозитивные нормы права – это как раз такой случай.

  • Все общие поведенческие правила официального характера, типичные и однородные. Определить единый адресат их действия не представляется возможным.
  • Юридические нормы общеобязательны.
  • Правовая норма обязательно содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • Правовые нормы фиксируются в нормативных государственных актах – законах, конституциях, указах и постановлениях.
  • Правила поведения максимально конкретизированы.

Как правила поведения, так и метод – это исходные элементы от понятия диспозитивности, понятия очень многогранного и широкого. Прежде чем перейти к его характеристике, стоит разобраться с другим, не менее важным методом.

Императивный метод

Представленная выше классификация, состоящая из методов различных научных сфер, может касаться лишь предмета той или иной дисциплины. Большинство специалистов придерживаются специфической точки зрения, согласно которой опора методологии лишь на предмет является нецелесообразной. Именно поэтому было выделено два особенных юридических состояния, именуемых субъективной гетерономией и автономией.

В первом случае речь идет о властно-подчиненных отношениях, жестких и строго централизованных. Регулирует их, соответственно, императивный метод. В качестве примера здесь можно привести статью 58 российской Конституции, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации обязан бережно относиться к окружающей природе и соблюдать экологическую политику государства. Это яркий пример типичного императивного метода правового регулирования. Выстраиваются властные отношения, присутствуют гипотеза и диспозиция. А что представляет собой автономия?

Диспозитивный метод: общая характеристика

В чем суть диспозитивной нормы права? Согласно понятию субъективной автономии, что является типичным примером юридического состояния, диспозитивной нормой регулируются свободные и равные отношения субъектов.

По сути, диспозитивный метод устанавливает лишь примерный сценарий деятельности тех или иных граждан. В отличие от жестких императивных отношений, основой которых являются подчинение и власть, метод диспозитивного типа закрепляет лишь общие тенденции в конкретных правоотношениях. Самый простой пример можно найти, конечно же, в конституционном праве. Можно вспомнить статью 104, что закрепляет право законодательной инициативы. Правотворчество не является обязанностью субъектов, которых описывает основной закон государства. Это, скорее, право или возможность.

Если же говорить совсем кратко, то диспозитивные нормы права – это регуляторы прав, а императивные – регуляторы обязанностей. Но так ли здесь все просто? Конечно же, нет. Закон закрепляет целый ряд особенностей, о которых будет рассказано далее.

Содержание норм

Юристы выделяют в императивных и диспозитивных методах правового регулирования пять основных компонентов. Согласно Л. С. Явичу, а также С. С. Алексееву, первым компонентом является порядок установления правомочий и обязанностей субъективного типа. Второй элемент – это взаимоотношения между субъектами. Третьим компонентом является степень определенности имеющихся прав, степень свободы действий в правоотношениях. Наличие или отсутствие конкретных связей между обязанностями или правами является четвертым компонентом, а гарантии обеспечения этих связей – последним элементом, что составляет оба вида методов.

Есть и другие мнения. Например, некоторые специалисты приводят иную классификацию, согласно которой в содержание обоих методов входят общее положение субъектов, наличие связей между ними, основания возникновения, прекращения или изменения этих норм, а также юридические санкции.

Проблематика диспозитивности

Диспозитивная норма права – это категория, расшифровать которую можно разными способами. Ученые и специалисты характеризовали этот термин совершенно по-разному. Именно поэтому на сегодняшний день существуют три основных взгляда на проблему диспозитивности.

Первая точка зрения заключается в том, что представленное понятие характеризует один из правовых методов. Применяется он для координирования определенного правоотношения в рамках отдельной юридической отрасли. Диспозитивный метод содержит такое важное для любой ситуации явление, как свобода. Как уже было сказано выше, диаметрально противоположным понятием является императивный метод, более жесткий и строгий.

Вторая точка зрения характеризует диспозитивную норму как правило поведения, применяемое в случаях, когда стороны правоотношений не установили принципы своей деятельности. Так, конкретные нормы могут подлежать отмене по общему решению субъектов.

Третья точка зрения рассматривает диспозитивную норму как принцип, присущий гражданской правовой отрасли. Это реальная, ничем не ограниченная возможность субъектов распоряжаться своими правами и свободами, защищать их от посягательств и т. д. Пример диспозитивной нормы гражданского права – статья 211 ГК РФ, повествующая о риске случайной гибели собственности.

Диспозитивность, таким образом, является реальной возможностью самостоятельно устанавливать собственный правовой режим.

Диспозитивный метод: особенности использования

Разобравшись с точками зрения на диспозитивную норму, стоит обратить внимание на диспозитивный метод. Что является методом правового регулирования? Это всегда совокупность приемов, способов и конкретных средств, с помощью которых общество может что-то регулировать и направлять. Явление диспозитивности играет довольно важную роль. Диспозитивный метод представляет собой условные рамки, которые общество обязано соблюдать.

Субъекты сами определяют правила поведения, приемлемые в тех или иных правовых отношениях. Если же какие-то вопросы не урегулированы, то на первый план встают заранее установленные правовые нормы. Важно отметить, что для диспозитивного метода характерно равенство субъектов.

Диспозитивные правила

Стороны имеют право отказаться от выполнения правил и создать собственные поведенческие нормы. Диспозитивная же норма вырисовывает лишь примерный сценарий деятельности сторон, какие-то общие тенденции. Означает ли это, что стороны обладают безграничной волей в своих действиях? Конечно, нет. Безусловно, стороны могут выбирать права, но отходить от диспозитивных норм трудового права, административного, уголовного или любого другого они не могут. Установленные законодательством рамки нерушимы.

Простой пример диспозитивной нормы права: любой гражданин имеет право обратиться в суд за защитой своих интересов. Однако гражданин не обязан этого делать. При этом если иск все же был подан, придется придерживаться тех строгих правил, что закрепляют соответствующие судебные органы.

Явление диспозитивности в юридических отраслях

Как известно, сфера права невероятно объемная и разветвленная. Применение диспозитивных норм в разных юридических отраслях является отнюдь не редким явлением. Самая распространенная для диспозитивности область – это гражданское право. Объяснить это очень просто. Так, можно выделить идею равенства сторон, закрепленную именно в представленной отрасли, наличие различных правоотношений – договорных, наследственных, обязательственных и т. д.

Диспозитивные нормы административного права также являются распространенным явлением, но не настолько, как в гражданском или конституционном праве. Объясняется это наличием почти в каждой административной норме санкции, которая препятствует установлению диспозитивности. Однако пример привести все-таки можно. Распорядительная деятельность государственных органов по отысканию наиболее полезного решения также содержит в себе элемент свободы. Возможно это благодаря диспозитивным нормам.

Два основных вида методов правового регулирования:

гражданско-правовой (автономный, диспозитивный, метод координации) и

административно-правовой (авторитарный, императивный, метод субординации). 3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич методы правового регулирования подразделяет на

диспозитивный виды. 1

1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 131.

Императивный метод

(авторитарный, метод субординации,

метод власти и подчинения)

способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов.

В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.

Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.

Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:

финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право,

гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право,

Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:

– между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом;

– между судьей и участниками судебного процесса;

– между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.

Диспозитивный метод

(автономный, метод координации,

метод равенства сторон)

способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.

В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями.

Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:

Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:

– между покупателем и продавцом,

– между кредитором и должником,

– между родителями и детьми,

– между работником (сотрудником) и работодателем.

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов.

2. Систематизация нормативных актов.

3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права.

1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов

Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов – это обусловленная

предметными (отраслевыми) и

совокупность нормативных документов.

Иерархические, предметные (отраслевые) и функциональные связи совокупности нормативных правовых актов определяются:

статусом правотворческого органа,

формами (наименованиями) нормативных правовых актов,

видами общественных отношений, подлежащих правовому регулированию и

функциями права (регулятивными и охранительными).

Структура системы нормативных правовых актов (НПА)

Структура системы НПА включает в себя следующие основные нормативные образования (блоки):

1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов

2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых.

3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов.

1. Иерархическая структура

системы нормативных правовых актов

определяется их юридической силой и включает в себя:

систему законов и

систему подзаконных нормативных правовых актов.

Согласно части 2 статьи 4 Конституции России

Конституция Российской Федерации и

имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции России

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Система права

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их внешнее различие, тесно взаимосвязаны и внутренне согласованы между собой. Они образуют единую систему.

Читайте также:  Простой вексель и сроки его погашения

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

Рассмотрим элементы системы права.

Норма права – первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения , тогда как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений .

Например, отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право и т. п.

Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений .

Подотрасль регулирует отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений .

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Так, в уголовном праве имеются институты преступлений против:

– институт преступлений против собственности;

– институт должностных преступлений и др.

В трудовом праве можно увидеть институты:

– охраны труда и др.

Правовой институт отличается от отрасли права тем, что регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь один конкретный вид , тип отношений.

Например, в гражданском праве можно выделить институт права собственности, в государственном праве институт гражданства и т.д.

Субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений .

Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут, но можно привести пример, когда таковых несколько.

Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинститутыпреступлений:

– против жизни (его составляют различные виды убийств),

– против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и

– преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

В любой системе права выделяется своеобразный базис , на котором основываются другие элементы системы. В роли такого базиса выступает Конституционное право России.

Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права.

В системе права, помимо его основы, выделяют еще и профилирующие отрасли, к которым относят:

– конституционное право (это и основа, и одновременно профилирующая отрасль);

Таким профилирующим отраслям как уголовное и гражданское сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли.

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации.

К таким отраслям права относятся:

– уголовно исполнительное право;

– право социального обеспечения;

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты, субинституты не является единственным. Так, в системе права выделяются два блока: процессуальное право и материальное право.

Соответственно нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права – сам порядок реализации прав и обязанностей.

Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие – к процессуальным, а некоторые, как, например, финансовое и уголовно-исполнительное право, представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм.

В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения.

Здесь следует заметить, что не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права.

В любой отрасли права, относящейся к частно-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы.

Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Существуют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право – частных лиц с государством, либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования.

Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Для деления системы права на отрасли и институты используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует . Если предмет является материальным критерием , то метод – формальным .

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты.

Некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права.

Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным.

Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно.

Становится, очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно, поэтому в науке существует и второй критерий – метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений.

Основные характеристики метода правового регулирования включают:

– основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;

– способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

– характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют следующие методы правового регулирования:

Императивный метод правового регулирования характеризуется:

– отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения.

Правоотношения, основанные на императивном методе правового регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания.

К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно- процессуальное и некоторые другие отрасли права.

Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение.

Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны.

Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Иными словами, можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными.

В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется:

– равноправием сторон и

– предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению.

Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом.

Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения.

Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение влечет применение мер государственного принуждения.

Характерной чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства.

Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка.

Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права.

Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойственен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм – поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения.

Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.

В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом.

Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания.

Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат поощрительные нормы.

Рекомендательный метод метод совета: поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диспозитивным методом.

Читайте также:  Самая популярная профессия - как сделать правильный выбор?

Рекомендательный метод предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10314 – | 7626 – или читать все.

194.79.23.6 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Принцип диспозитивности в гражданском процессе

Современную правовую систему можно разделить на несколько основных секторов, каждый из которых имеет собственные особенности. Одной из таких особенностей является система правового регулирования. В арбитражных процессах используется принцип — диспозитивность, как основной вариант юридической координации. Давайте подробно изучим вопрос о том, что такое принцип диспозитивности в арбитражном процессе, а также посмотрим порядок практического использования этого метода.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений

Диспозитивность — что это такое

Рассматриваемый термин имеет латинское происхождение и переводится как «распоряжающийся». Более точный перевод латинского словосочетания «dispositi vus» звучит как «возможность выбора». Однако нужно отметить тот факт, что в современной юриспруденции отсутствует однозначная трактовка термина «диспозитивность». Этот факт объясняется тем, что данное понятие является сложным и имеет несколько различных значений. Помимо этого, нужно отметить, что общепринятое значение этого термина имеет отличие от энциклопедического определения.

В Большой Советской Энциклопедии говорится о том, что диспозитивность дает возможность применять процессуальные права, как инструменты защиты. Однако в сфере юриспруденции используется иная характеристика. Диспозитивный метод – это один из способов воздействия на существующую связь в обществе. Как правило, это определение применяется в сфере гражданского права.

Диспозитивность – один из вариантов правовых норм, особенностью которого является возможность изменения условий соглашения по факту оформления сделки. Данный термин можно описать как определенная поведенческая модель. Принцип диспозитивности позволяет сторонам, участвующим в договорных отношениях, изменять своих решения. Однако эти решения ограничиваются рамками, что устанавливаются самой нормой.

Лица, участвующие в договорных правоотношениях, могут назначать друг другу определенный уровень функциональных обязанностей и прав, согласно рамкам закона. Выбор конкретных мер является задачей той стороны, что использует диспозитивную норму. Как правило, рассматриваемый термин применяется в научных трудах, посвященных гражданским процессам и праву. Значительно реже, данный термин используется в сфере уголовных процессов. Здесь следует отметить, что в общей теории правовых взаимоотношений термин «диспозитивность» не используется.

История возникновения учения

Многие ученые часто говорят о том, что использование предмета для классифицирования различных областей правоотношений — недопустимо. Эта идея является основой учения о существовании нескольких различных видов юридического состояния. Ранее, основными видами юридического состояния являлись субъективная автономия и гетерономия. Субъективная автономия основывается на присвоении конкретным субъектам свободы и прав, ограниченных определенными рамками. Гетерономия основывается на системе подчинения субъекта и полной власти.

Принцип диспозитивности допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению

Однако сфера правовых взаимоотношений постоянно развивается, что привело к появлению диспозитивной и императивной методики. Данные термины постоянно расширяются, включая в себя новые правила и понятия. Если отказаться от сложных юридических терминов, то диспозитивную методику можно описать как разрешение всего незапрещенного. Диспозитивный принцип – сложное учение, основывающееся на следующих компонентах:

  1. Характер действующих правоотношений между субъектами.
  2. Правила, согласно которым распределяются функции и обязательства.
  3. Возможность определенного выбора и действие в пределах конкретных правоотношений.
  4. Наличие либо отсутствие взаимосвязи между правами и обязанностями конкретного субъекта.
  5. Гарантия предоставлений прав и обеспечения функциональной нагрузки.

Основные виды координации

С целью регулирования юридических правоотношений используется множество координационных методик. Самыми востребованными из них являются императивный и диспозитивный принципы. Для определения конкретной методики следует тщательно проанализировать вопрос, исследуя действующие нормативы, важность взаимоотношений и уровень свободы субъектов. Для того чтобы лучше понимать значение этих терминов, нужно ознакомиться с их определением. Принцип императивности основывается на наличии жесткой субординации среди всех участников правоотношений и органа власти, регулирующего этот процесс. Основываясь на этом факте можно сделать вывод, что метод императивности является причиной появления неравенства между участниками отношений. Помимо этого, каждому участнику присваиваются определенные инструкции и уровень полномочий, ограничивающие их действия.

Диспозитивный метод правового регулирования – это принцип, при котором единый орган власти отсутствует.

Децентрализация подразумевает создание нескольких центров управления, чьи действия зависят от конкретных условий. В этом случае, каждый субъект получает возможность создавать собственную стратегию поведения, игнорируя или тщательно изучая определенные области правовых взаимоотношений.

Правовые нормы

Каждый из вышеописанных принципов имеет специфическую основу. Децентрализация или принцип диспозитивности основывается на нескольких нормативных актах, которые гарантируют каждому субъекту гражданских правоотношений определенный уровень правовой свободы. Эта свобода регламентируется исключительно правовыми ограничениями.

Данное правило закреплено второй статьей Конституции Российской Федерации. Важно отметить, что в действующем Гражданском Кодексе содержится четкое определение рассматриваемого термина. Правовые рамки, ограничивающие свободу субъекта, содержатся в СК, ЗК, НК и УК РФ.

В основе диспозитивного метода лежит свободное (неподчиненное) положение участников правоотношения и договор как источник его возникновения

Существующие рамки возможностей

Многие люди ошибочно считают, что принцип диспозитивности нужно рассматривать как полное отсутствие рамок и органов власти. Однако, на самом деле децентрализация подразумевает предоставление свободы в условиях жестких ограничений. Основываясь на этом можно сделать вывод, что рассматриваемый принцип является разрешением на все, что не запрещено действующим законом. В том случае, когда конкретный субъект имеет полную свободу выбора и действий, он может работать лишь в рамках закона.

Нарушение установленных норм и выход за рамки несет за собой штрафные санкции и определенный уровень ответственности.

Важно обратить внимание на то, что принцип диспозитивности в сфере гражданских правоотношений отличается от юрсвободы. Специалисты в области юриспруденции говорят о том, что между этими терминами существует четкая грань. Юридическая свобода — это перечень возможностей, что могут использоваться субъектами, состоящими в договорных отношениях. Среди них следует выделить:

  1. Возможность принятия и отказа от определенных полномочий.
  2. Субъект может самостоятельно осуществлять свои права или передавать их сторонним исполнителям.
  3. Каждый субъект получает гарантию соблюдения своих прав. Помимо этого, субъектам предоставляются законные возможности защитить свои права.
  4. Личные права определяются как совместные либо самостоятельные.
  5. Каждый субъект получает свободу выбора уровня ответственности в отношении участника договорных правоотношений, допустившего нарушение.

Варианты применения диспозитивности

К сожалению, на сегодняшний день отсутствует полноценный ответ, дающий определение диспозитивному принципу. По мнению советского ученого Сергея Алексеева, главной основой правовой энергии в случае диспозитивного метода выступают различные действия и поступки субъектов, а не указы властного органа. Доктор юридических наук Роман Лившиц говорил, что принцип диспозитивности — это желание законодательных органов создать регламент, регулирующий основные модели поведения. Тем самым органы контроля отказываются от досконального и детального регулирования правовых вопросов. Тимофей Радько и Владимир Гойман в своих трудах выделяли, что рассматриваемая методика координации основывается на учете самостоятельности субъектов и их инициативы.

В законодательстве

Каждый из действующих нормативных актов содержит в себе множество диспозитивных норм. Чаще всего, они упоминаются в виде формулировки «если договор не предусматривает …». Основываясь на этом можно сделать вывод, что данные нормы закрепляют важные общепринятые модели поведения, которые используются в тех случаях, когда субъекты правоотношений не определили модель развития своих отношений.

В гражданском праве

Принцип диспозитивности в гражданском процессе является основным регламентом, регулирующим порядок решения спорных вопросов. Это учение полностью отражает специфичность гражданских правоотношений. Именно здесь используются такие основы, как самостоятельность и равенство участников правоотношений. Поскольку диспозитивность имеет высокое влияние на гражданско-правовое регулирование, данный принцип относят к базовой основе гражданского права. Этот факт объясняется тем, что свобода является одной из основ механизма регулировки как содержания, так и самих гражданских правоотношений. На момент своего появления принцип диспозитивности имел лишь юридическое значение и распространялся лишь на гражданское право. Однако по мере эволюции этого учения стало понятно, что данное явление обладает междисциплинарным характером и не ограничивается юридической отраслью.

Диспозитивный метод является одним из способов юридической координации общественных отношений, имеющих место в различных правовых областях

В государственном праве

Данная методика правового регулирования применяется как в сфере гражданских, так и других властных правоотношениях. Диспозитивная методика в конституционном формате имеет влияние на соответствующие правоотношения при помощи таких основ, как принцип равенства и самостоятельности субъектов. Это означает, что субъекты федерации не могут вмешиваться в вопросы компетенции иных федеративных субъектов или органов власти. Помимо этого, в Конституции содержится перечень обязанностей и прав граждан, включая право на свободу гражданских правоотношений.

Диспозитивная методика применяется даже в сфере административного права. Одним из примеров использования этого принципа является регулирование взаимоотношений между субъектами, имеющими равную иерархию – государственными властными органами. Также данное понятие упоминается в сфере налогового права.

В процессуальных отношениях

Основы рассматриваемого принципа содержатся в правоотношениях, что базируются на гражданских и уголовных делах. Как показывает практика, все процессуальные взаимоотношения на территории России имеют состязательную форму. Каждый субъект данных взаимоотношений имеет идентичные права по оспариванию утверждений оппонента, предоставлению доказательной базы и отстаиванию собственных прав. Это означает, что даже в тех сферах юриспруденции, где основой являются принудительные меры и предписания органов власти, используется рассматриваемый метод координации.

Выводы (+ видео)

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что диспозитивная правовая норма является моделью, допускающей определенный уровень свобод субъектов правовых взаимоотношений. Однако в некоторых сферах юриспруденции, наличие свобод является недопустимым, поскольку увеличивается вероятность возникновения негативных последствий для жизни граждан и их конституционных возможностей.

Гражданские правовые нормы охватывают и регулируют все действия субъектов в каждом из видов деятельности. Данные рамки могут различаться собственными характеристиками, однако тщательное изучение законов позволяет субъектам грамотно оформлять собственную деятельность в соответствии с правилами, установленными действующими законодательными актами.