Банк и банковская деятельность

Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика. Банковская деятельность в РФ

Одним из условий нормального функционирова­ния современной рыночной экономики является на­личие четко организованной банковской системы. Банковская система — один из важнейших элемен­тов экономической системы государства. Она вклю­чает в себя все банки страны.

Банк называют коммерческое учреждение, со­здаваемое в соответствии с действующим законо­дательством государства, занимающееся предпри­нимательской деятельностью в финансовой сфере и функционирующее на принципах коммерческого расчета.

Основные функции банка заключаются в том, что он:

а) аккумулирует временно свободные денежные ресурсы;

б) выступает в качестве центра, через который осу­ществляется перелив денежных средств и капиталов от одного хозяйствующего субъекта к другому, из од­ной сферы экономики в другую;

в) выступает посредником при проведении плате­жей предприятиями, организациями, населением между собой.

Банки традиционно выполняют три основных ви­да операций: пассивные, активные, забалансовые.

Пассивные операции имеют целью привлечение в банки свободных денежных средств физических и юридических лиц. К пассивным операциям относят­ся расчеты с клиентами, депозитные операции, эмис­сия денег и ценных бумаг, а также контроль за де­нежным обращением и движением ценных бумаг.

Активные операции имеют целью прибыльное размещение собранных средств. К операциям этого вида относятся кредитование, банковские инвести­ции, факторинговые и лизинговые услуги, трастовые операции.

Забалансовые операции представляют собой не­посредственно предпринимательскую деятельность самих банков. Это биржевые спекуляции на рынке ценных бумаг, обмен валюты, консалтинговые услу­ги и др.

В настоящее время практически во всех странах мира существует двухуровневая банковская система. Первый уровень этой системы образует центральный (эмиссионный) банк,второйчастные и государ­ственные банковские институты.

Главным звеном банковской системы любого госу­дарства является центральный банк страны. Именно ему государство предоставляет исключительное пра­во эмиссии банкнот. Некоторые из центральных банков сразу утверждались как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австрии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Анг­лии, Банк Канады). Некоторые центральные банки до сих пор существуют на основе смешанной государ­ственно-частной собственности (например, Федераль­ная резервная система США). Центральный банк во многих странах подчиняется непосредственно парла­менту, хотя степень его независимости в разных странах различна.

Центральные банки призваны выполнять ряд важных функций, среди которых можно выделить:

а) эмиссию банкнот;

б) аккумуляцию и хранение резервов других бан­ков, золотовалютных резервов страны;

в) кредитование коммерческих банков;

г) проведение расчетов и переводных операций для правительства страны;

д) контроль за деятельностью кредитных учрежде­ний.

Исключительной функцией центрального банка является денежно-кредитное регулирование всего де­нежного обращения страны при помощи проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Она может осуществляться либо в форме кредитной экс­пансии, т. е. стимулирования всех коммерческих структур на получение кредитов, либо в форме кре­дитной рестрикции, т. е. ограничения коммерческих структур в получении кредитов. Первая форма де­нежно-кредитной политики, как правило, имеет мес­то в периоды замедления темпов роста производства, вторая — в периоды подъема экономики.

Основными инструментами, которые использует центральный банк для проведения денежно-кредит­ной политики, являются: повышение или понижение учетной ставки процента, изменение нормы обяза­тельных резервов, которые должны хранить кредит­ные учреждения, проведение операций на открытом рынке, регулирование денежной массы путем эмиссии денег.

Учетной ставкой называется процентная ставка центрального банка, устанавливаемая для приобре­тения платежных обязательств. По этой ставке коммерческие банки могут заимствовать резервы у цент­рального банка. Она, как правило, отличается от те­кущих ставок коммерческих банков и влечет за собой облегчение или затруднение получения креди­тов от коммерческих банков.

Суть операций центрального банка на открытом рынке состоит в купле-продаже ценных бумаг. Эти операции имеют своей целью связать или высвобо­дить определенное количество капиталов.

Во многих странах центральный банк имеет воз­можность непосредственно воздействовать на вели­чину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковских учреждений. Резервы представляют собой вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается пропорци­онально банковским активам. Система банковских резервов является надежным средством защиты устойчивости банковской системы и одновременно способом расширения ее возможностей по кредитова­нию клиентов, основанным на централизации части денежных средств банков в специальных фондах, ко­торыми распоряжается главный банк страны.

Вторым важным элементом банковской системы являются коммерческие банкикредитные учреж­дения универсального характера. Их функции весь­ма разнообразны: экономисты насчитывают более 800 видов операций, выполняемых коммерческими банками. Главным показателем деятельности ком­мерческого банка является его ликвидность, т.е. способность в любой момент полностью оплатить свои обязательства. Существование того или иного количества коммерческих банков в стране обуславливается как экономической целесообразностью, по­требностями финансового обслуживания клиентов так и особенностями законодательного регулирова­ния банковской системы.

В настоящее время в Российской Федерации су­ществует двухуровневая банковская система. Право­вой основой, регулирующей ее деятельность, явля­ются Конституция РФ, федеральные законы «О бан­ках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др., а также нормативные акты Центрального банка РФ. Центральный банк РФ возглавляет банковскую систему страны, имеет монопольное право эмиссии банкнот и осуществляет денежно-кредитную полити­ку в интересах национальной экономики. Банк Рос­сии имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции и осуществля­ет управление денежно-кредитной системой государ­ства, а с другой — представляет собой юридическое лицо и может совершать гражданско-правовые сдел­ки с российскими и иностранными кредитными орга­низациями, а также с государством в лице Прави­тельства Российской Федерации.

В пределах выполнения своих полномочий Банк России независим, поэтому органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вме­шиваться в его деятельность.

Коммерческие банки для ведения банковской де­ятельности должны получить у Банка России лицен­зию на осуществление банковских операций. Все банковские операции и другие сделки осуществляют­ся ими в рублях, а при наличии соответствующей ли­цензии Банка России — и в иностранной валюте. Проведение банковских операций без лицензии или с нарушением условий лицензирования влечет за со­бой юридическую ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Банк и банковская деятельность. Незаконная банковская деятельность

Банки существуют очень давно, но вопрос об их сущности довольно неоднозначен. Существует даже несколько определений этого понятия. Наиболее распространенное: банк – это кредитно-финансовая структура, которая занимается аккумуляцией денежных средств и накоплений, предоставлением кредитов, осуществлением денежных расчетов, выпуском и учетом векселей и прочих ценных бумаг, операциями с иностранными валютами и золотом, эмиссией денег, а также другими задачами.

Общая характеристика

Банковская деятельность выражается в нескольких основных аспектах:

  • хранилище денег и ценных бумаг;
  • учреждение, организация;
  • орган экономического управления;
  • биржевой агент;
  • кредитное предприятие.

Законные основания

Как и для любой другой организации, для такой структуры существует определенный, четко прописанный в Федеральном Законе порядок. ФЗ «Банки и банковская деятельность» говорит о том, что банк представляет собой кредитную организацию, имеющую исключительное право на осуществление совокупности таких операций: привлечение вкладов от физических и юридических лиц, последующее их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, открытие банковских счетов для юридических и физических лиц с их последующим ведением.

С точки зрения экономики

В современной экономической теории банки рассматриваются в качестве особого вида посредников в финансовой сфере. В этом аспекте они характеризуются такими существенными признаками:

  • как и любой финансовый посредник, банк работает в направлении обмена долговыми обязательствами, то есть банком выпускаются свои долговые обязательства, а активы, мобилизованные на такой базе, размещаются о его имени в долговых обязательствах, которые выпущены иными эмитентами;
  • банками формируются собственные обязательства, основой для которых являются суммы вкладов. Так как такая структура выступает в качестве посредника, она принимает на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед физическими или юридическими лицами;
  • банковские операции и банковская деятельность предполагают, что банк в качестве депозитного и финансового посредника обладает высоким уровнем «финансового рычага», то есть доли заемных средств, представленных в структуре пассива. Кредитные ресурсы формируются в основном на базе заемных средств, поэтому они становятся независимыми от внутренних и внешних факторов. Именно поэтому банковская деятельность должна быть под постоянным надзором со стороны Центрального банка и прочих органов;
  • у банка есть право на открытие и обслуживание текущих, расчетных, валютных и прочих счетов, эмиссию безналичных платежных средств, а также обеспечение на этой базе функционирования всей платежной системы.

Сотрудничество с иными структурами

В качестве финансового посредника банк принимает денежные вклады от различных субъектов экономических отношений, а потом ссужает их другим субъектам на разные сроки. От первых деньги могут быть возвращены по требованию либо без уведомления, а последние обычно нуждаются в деньгах на длительный период. Существуют и такие субъекты, которые готовы выделить деньги взаймы, однако желают получить их назад в тот момент, когда они потребуются. При этом существуют и субъекты, которым средства нужны взаймы, но с условием возврата только спустя определенный временной промежуток.

Получается, что вести дела напрямую друг с другом они просто не могут. Банковская деятельность является инструментом для преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды. Банк работает посредником, принимает вклады, выплачивает проценты, выдает ссуды, назначая заемщику более высокие проценты. Получается, что он освобождает вкладчика от необходимости тщательной проверки надежности заемщика.

Функции

Банковская деятельность, понятие о которой здесь рассматривается, имеет определенные функции, а именно: аккумуляция денежных средств; регулирование оборота денег; трансформация ресурсов. Целью банков во время обслуживания вкладчиков и заемщиков является получение прибыли, и это качество ставит его на одну ступень с любыми коммерческими организациями. Банковская деятельность построена на том, что чем больше денег он может ссудить, тем больше будет его итоговая прибыль.

Читайте также:  Основные признаки предпринимательства и их признаки

Но банку не разрешается ссужать все средства, так как у него должно быть достаточно средств в ликвидной форме, чтобы своевременно выполнять требования вкладчиков по выплатам. И в этом состоит дилемма банкира: чем большей ликвидностью обладает форма, в которой средства хранятся, тем меньшая норма доходности получается в результате. При хранении наличных денег, то есть наиболее ликвидной формы, банк совершенно не получает прибыль.

Задачи банка при работе

Банком должны соблюдаться вполне конкретные пропорции в балансе между минимизацией ликвидности и максимизацией кредитования до наиболее низкого уровня, при котором работа будет все еще безопасной. Эта задача до определенной степени облегчается официальными контролирующими органами, но у банков все еще есть достаточно возможностей для ведения деятельности.

Конфликт требований по прибыльности и ликвидности – это прямой результат пересечения интересов групп, которые дают организации финансовые ресурсы: вкладчиков и акционеров. Акционеры владеют имуществом банка совместно, поэтому весьма заинтересованы в получении дохода на капитал, который был ими первоначально вложен. Вкладчиками обеспечивается основная масса фондов, применяемых банком, поэтому они требуют возможности снятия своих средств со счетов без уведомления, а также их надежного хранения. Задачей хорошего банка является умение примирения интересов этих групп, иначе будут потеряны либо акционеры, либо вкладчики.

Что заложено в основу?

Банковская деятельность должна быть направлена на концентрацию свободного капитала и ресурсов, которые необходимы для простого и расширенного воспроизводства, в рационализации и упорядочении денежного обращения.

Виды и формы банков

Банковскую систему в качестве единства постоянно развивающихся и взаимодействующих институтов кредитно-финансовой сферы, занятых выполнением банковских операций в полном либо неполном объеме, можно классифицировать в зависимости от оценочного критерия следующим образом:

  • по форме собственности это государственные, кооперативные, акционерные и смешанные структуры. Во многих странах капитал центрального банка весь принадлежит государству, а иногда государство владеет только 50%. Банковская деятельность в России предполагает, что капитал Центробанка полностью находится в государственном владении;
  • в плане организационно-правовой формы банки можно разделить на закрытые и открытые акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью;
  • в плане функционального назначения выделяют депозитные, эмиссионные и коммерческие банки. Первые принимают вклады от населения, вторые осуществляют выпуск денежных знаков, а третьи занимаются всем, что разрешено законодательством;
  • по характеру производимых операций принято выделять специализированные и универсальные банки. Для Европы характерны последние, а для США – первые. Принято считать, что специализация позволяет повысить уровень обслуживания клиентов, а также снизить себестоимость операций в банке;
  • по количеству филиалов это могут быть безфилиальные и многофилиальные структуры;
  • по сфере обслуживания – международные, национальные, межрегиональные и региональные;
  • в плане масштаба деятельности выделяют малые, средние, крупные и консорциумы, а также межбанковские объединения.

Исключение

Отдельно выделяется банковская деятельность РФ особого назначения, при этом структура выполняет операции по указанию органов исполнительной власти. Такие банки являются уполномоченными, а их финансированием занимаются государственные программы. Элементами банковской системы являются также предприятия и службы, занятые обеспечением методического, информационного, научного, кадрового и коммуникационного обслуживания.

Отступление от закона

В соответствии с нормами банковского права, банковская деятельность состоит в том, что это профессиональная деятельность предпринимателей по привлечению финансовых активов с целью последующего их вложения от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Суть деятельности в данном случае состоит в совершении банковских сделок кредитными организациями и небанковскими структурами.

Незаконная банковская деятельность в соответствии со статьей 172 УК РФ представляет собой систематически совершаемые противоправные действия, сопряженные с оказанием банковских услуг. Не имеет значения, в какое время осуществлялось подобное, чтобы признать ее уголовную наказуемость. К примеру, наличие признаков незаконной банковской деятельности юридического лица – привлечение под проценты денежных средств у населения, не имея соответствующей лицензии и регистрации в качестве кредитной организации.

Незаконная банковская деятельность рассматривается и с объективной стороны, которая выделяет не действия без государственной регистрации или специального разрешения, а бездействие, то есть несоответствие законодательству в плане получения разрешения или регистрации.

Порядок начала работы

В отличие от прочих структур предпринимательской деятельности, банки могут начинать работать исключительно после прохождения регистрации в центральном банке своего государства. После этого организацией должны быть предоставлены все документы, подтверждающие полную оплату уставного капитала, а после этого ей будет выдано разрешение, в котором указан перечень операций, доступных для учреждения, а также валюта, в которой они будут производиться. Только после этого банк и банковская деятельность могут рассматриваться как законные.

Незаконной является банковская деятельность, ведущаяся во время судебного обжалования решения об отказе в регистрации, либо продолжение выполнения операций вопреки судебному постановлению об аннулировании регистрации.

Банковская система РФ: банки и банковская деятельность

Правовое регулирование банковской деятельности:

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1

ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ

Банковская система Российской Федерации включает в себя:

– филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.

Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банковские операции: (ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»)

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация также вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг;

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Эти ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 180 миллионов рублей.

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Банк России является юридическим лицом. Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.

Цели деятельности Банка России: (ст.3 ФЗ «О ЦБ РФ»)

– защита и обеспечение устойчивости рубля;

– развитие и укрепление банковской системы РФ;

-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Функции Банка России: (ст. 4 ФЗ «О ЦБ РФ»)

Читайте также:  Виды, цели, права кредитных организаций

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;

19) осуществляет иные функции.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Цели банковского регулирования и банковского надзора:

– поддержание стабильности банковской системы РФ;

– защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом Российской Федерации, трое – Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Компетенция Национального банковского совета: (ст. 13 ФЗ «О ЦБ РФ»)

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общего объема капитальных вложений;

общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

банковского регулирования и банковского надзора;

реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

организации системы расчетов в Российской Федерации;

исполнения сметы расходов Банка России;

подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1461 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) “О банках и банковской деятельности” (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020)

О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Судебная практика и законодательство — ФЗ о банках и банковской деятельности

“Проценты по кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) с даты, на которую определена сумма требований кредиторов по таким субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) для целей мены или конвертации в установленных Федеральным законом от 2 декабря 1990 года “О банках и банковской деятельности” (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) случаях в обыкновенные акции кредитной организации – эмитента не начисляются и не применяются.”.

Проценты по кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) с даты, на которую определена сумма требований кредиторов по таким субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) для целей мены или конвертации в установленных Федеральным законом от 2 декабря 1990 года “О банках и банковской деятельности” (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) случаях в обыкновенные акции кредитной организации – эмитента не начисляются и не применяются.

Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”, Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ “О ломбардах”, Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ “О кредитной кооперации”, Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”, Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.

Контрольное событие 7.3. Внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” (в части совершенствования порядка лицензирования банковской деятельности)

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности”.

2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Представление в Банк России определения арбитражного суда о завершении ликвидации и других документов в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”

Установленные настоящим Положением условия и порядок отбора специализированных организаций обусловливаются особенностями осуществления Агентством в отношении финансовых организаций ликвидационных процедур и мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности”, Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Установленные настоящим Положением условия и порядок отбора специализированных организаций обусловливаются особенностями осуществления Агентством в отношении финансовых организаций ликвидационных процедур и мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности”, Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Порядок ликвидации кредитной организации установлен Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности”. На основании статьи 23.3 данного закона решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации вступает в законную силу со дня его принятия. Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (далее – Закон N 40-ФЗ) для случая признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Читайте также:  Неустойка по алиментам: основные сведения, порядок взыскания

По строке 3 отражаются данные по лизингополучателям – кредитным организациям. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные вышеназванным Федеральным законом.

Закон о банках

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ – Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках. Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1. В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Федеральные законы о банках

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании вкладов, закон о кредитной истории и валютном регулировании. Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, ипотеке, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

Закон о банках и банковской деятельности

Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.

В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.

В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по кредитам и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью. Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов. Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральные законы центрального банка

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности – это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие “банку”, “банковской группе”, “кредитной организации”, “банковским операциям”, “вкладам и вкладчикам” и другой финансовой терминологии и образованиям.

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Нормативно-правовые акты

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере – это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций – один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

Банки и банковская система.

Понятие банка.

Понятие банка происходит из итальянского языка, и в переводе означает лавка, стол. Банкьери – так называли менял и ростовщиков в средневековой Италии.

Банк – это финансовый институт, который производит разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами. Банки – это финансово-кредитные учреждения, которые оказывают финансовые услуги правительству, физическим и юридическим лицам. Свойства банков:

  • извлечение прибыли;
  • осуществление банковских операций;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • деятельность на основании лицензии государства;
  • отсутствие прав на совершение торговой, производственной или страховой деятельности.

Виды банков не многочисленны: центральные банки и коммерческие. Центральные банки – регулируют банковскую систему на государственном уровне, в том числе выпуск национальной валюты. Коммерческие банки ведут предпринимательскую деятельность в банковской системе.

Коммерческие банки бывают трех типов:

  • инвестиционные банки (инвестиции, ценные бумаги);
  • сберегательные банки (вклады, депозиты);
  • универсальные (все виды банковской деятельности).

Функции банков.

  1. Хранение денег клиента: первая исторически, и до сих пор одна из основных функций банка.
  2. Перевод денег от одного клиента другому безналичным расчетом (путем изменения соответствующих записей).
  3. Кредиты (кредиты имеют стимулирующее воздействие на производственную сферу экономики и на предпринимательство; кроме того, еще один положительный момент этой функции – создание дополнительной денежной массы).
  4. В ресурсах банков привлеченный и заемный капитал преобладает над собственным, что влечет за собой повышенную ответственность перед клиентами-вкладчиками и кредиторами.
  5. Одновременная работа с клиентами из разных сфер деятельности, в том числе с противниками (конкурентами).

Ресурсы банков состоят из собственного капитала и привлеченных средств. Собственный капитал – это резервный фонд банка, средство защиты в случае потери банком ликвидности и необходимости возврата вкладов. Собственный капитал состоит из:

  • уставного капитала (минимальный размер имущества банка);
  • фонды за счет прибыли;
  • добавочный капитал (доход на продаже ценных бумаг, на курсовой разнице и разнице при переоценке основных средств).

Привлечение средства в ресурсах банка – это:

  • депозиты физических и юридических лиц;
  • межбанковские кредиты;
  • векселя и облигации банка.

Банковская система.

Банковская система – это комплекс всех видов национальных банков и кредитных учреждений. Структура банковской системы состоит из двух уровней.

На верхнем уровне центральный или эмиссионный банк, который регулирует деятельность всей системы. На нижнем уровне коммерческие банки (универсальные и специализированные – инвестиционные, сберегательные, ипотечные, кредитные и т.д.).

Главные элементы в инфраструктуре банковской системы:

  • законодательные нормы;
  • регламент совершения операций;
  • учет, отчетность и обработка баз данных;
  • структура аппарата управления (руководства).

Банковская инфраструктура – это то, без чего не может нормально развиваться система банков; она представляет для банков такой же регулятор поведения, как для человека – моральные и правовые нормы.

Говоря о банках и системе банков, нельзя не упомянуть о понятии банковской тайны – своего рода кодекса чести банка. В некоторых странах всем сотрудникам банка запрещено распространять информацию о клиентах, их счетах и перемещениях средств.

Ссылка на основную публикацию