Автоматический обмен налоговой информацией: список стран

Налоговики узнали о зарубежных счетах и активах россиян в 58 странах

Федеральная налоговая служба получила данные о зарубежных активах россиян в 58 юрисдикциях, включая Британские Виргинские и Каймановы острова, Маврикий и другие офшоры и низконалоговые юрисдикции.

«Это совершенно новый уровень налоговой прозрачности. Если раньше нужно было делать запрос в компетентный орган иностранной юрисдикции, то теперь информация о наличии зарубежного счета у конкретного налогоплательщика сама поступает и доступна по нажатию кнопки», — прокомментировал РБК заместитель главы ФНС Алексей Оверчук.

В течение 2019 года ФНС сравнит полученные сведения с отчетностью налогоплательщиков. «Мы уверены, что 80–85% полученной информации нас не удивит, потому что мы и так знаем о налогоплательщиках очень много. 10–15% — на такую долю выявляемых несоответствий мы рассчитываем», — рассказал РБК начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС Дмитрий Вольвач.

Число резидентов со счетами за рубежом и количество контролируемых ими компаний ФНС не разглашает.

Как работает автообмен налоговой информацией

Автоматический обмен — часть глобального плана Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с уклонением от уплаты налогов и незаконными схемами вывода прибыли. Россия получает данные о зарубежных счетах налогоплательщиков с сентября 2018 года. В обмене участвуют 75 стран и 13 территорий. Кроме имени и номера счета в отчетах раскрыты баланс, данные о движении средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям и т.д. Сравнение этих данных с декларациями помогает выявить налоговые нарушения.

Подготовка к старту автообмена шла несколько лет. Россия в числе государств — участников G20 приняла план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) в 2013 году. «Тогда никто не верил, что, например, Каймановы острова будут сообщать о счетах и бенефициарах трастов. Чтобы это произошло, должна была перевернуться вся международная налоговая система», — отметил Оверчук.

Справились ли банки

ФНС передает данные о счетах нерезидентов зарубежным коллегам. Банки, страховые и управляющие компании, депозитарии и брокеры должны через электронный сервис сообщать ФНС о клиентах-иностранцах с активами от $1 млн и компаниях со счетами от $250 тыс.

Российские финансовые организации впервые сформировали отчетность по стандарту CRS (Common Reporting Standard, «Единый стандарт отчетности») — за 2017 год. До 1 мая банки должны передать отчеты за 2018 год. Штраф за отказ предоставить информацию или нарушение сроков составляет от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но до 2020 года действует мораторий на его применение.

Банки не испытали больших проблем при подготовке отчетности, потому что последние три года передают информацию о счетах резидентов США, подчеркивают в ФНС. Предшественник CRS — американский закон FATCA — обязывает финансовые организации по всему миру информировать Службу внутренних доходов США о счетах американцев.

Проблема обработки данных

«Все участвующие в автообмене страны сталкиваются с проблемой верификации полученных данных, мэтчинга — поиска связи между владельцем зарубежного счета и записями во внутренних системах налоговых органов. Без корректной идентификации поступающие данные — это информационный мусор», — рассказал Вольвач.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» будет сначала идентифицировать налогоплательщика, а затем выявлять расхождения между полученной из-за рубежа информацией и данными, имеющимися об этом налогоплательщике у ФНС России. Будет формироваться профиль выявленного риска, управление которым будет осуществлять сотрудник ФНС по утвержденному протоколу, пояснил Вольвач.

Стимул для деофшоризации

Число стран — участников автоматического обмена растет. В этом году к нему присоединятся Австрия, Швейцария, Латвия и другие. Можно самостоятельно сообщить о своих счетах и активах в рамках амнистии капитала, не дожидаясь, пока это выявит автообмен. «Игра в прятки, перерегистрация в юрисдикциях, которые пока не участвуют в автообмене, прыжки с одного острова на другой бесперспективны», — уверен Оверчук.

1 марта 2019 года завершился второй этап амнистии капитала. За вторую волну налогоплательщики задекларировали более €10 млрд остатков по банковским счетам.

Условия третьей амнистии, которая продлится до 1 марта 2020 года, будут более жесткими. В отличие от двух первых, когда налогоплательщик не был обязан возвращать капиталы, на этот раз гарантии сохранятся при переводе денег в Россию либо перерегистрации холдинговых структур в специальных административных районах на острове Октябрьский в Калининграде и на острове Русский во Владивостоке.

Автообмен уже произвел положительный эффект, считает партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Виктор Калгин. «Это сильный стимул задекларировать иностранные активы и выполнять требования деофшоризационного законодательства», — отметил он.

По мнению партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, главный драйвер деофшоризации — требования открывать офисы и нанимать сотрудников, которые приняты в конце года во многих юрисдикциях и из-за которых держать компанию в офшоре стало сложнее и дороже. «Сейчас ЕС ведет переговоры с Кипром о введении требований economic substance (экономического присутствия. — РБК)», — отметил юрист.

Тенденции к полному отказу от офшоров нет, но их сущность меняется, подчеркивает Калгин. «Структуры становятся все более прозрачными. Все меньше искусственных компаний без реального содержания», — говорит эксперт.​

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с «Россией» вместо нулей появились цифры «Россия 56/73», это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Актуально на 22.01.2020 г.: «Россия 67/94«.

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

Как было указано выше, всего таких стран 94 — количество довольно внушительное. Это Австрия, Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Гонконг, Дания, Джерси, Израиль, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, о строва Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония .

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Первый обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. за 2017 год.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на январь 2020 г.

ВНИМАНИЕ! Обращаю внимание, что для целей валютного законодательства РФ необходимо оринетироваться не на перечень стран с сайта ОЭСР, а на перечень стран, утвережденный Приказом ФНС России от 21.11.2019 N ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@» , вступивший в силу 05.01.2020. В соответствии с данным указанным приказом с РФ НЕ обменирваются информацией:
К таким странам в том числе относятся:

  • Великобритания ( исключена из списка обмена с РФ )
  • США (не присоединились к CRS)
  • Литва (исключена из списка обмена с РФ)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Сербия (не присоединилась к CRS)
  • Македония (не присоединилась к CRS)
  • Албания (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Канада ( не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Украина (не присоединились к CRS)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. было проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Читайте также:  Перечень льгот чернобыльцам

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус « пассивная НФО » по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является « активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) — на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Более детально с разбором каждого правонарушения Вы можете ознакомиться в наших статьях:

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об участии в иностранной организации — 50 000 руб. за каждую компанию (начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС)
  • штраф за ненаправление уведомлений о КИК — 100 000 руб. (ежегодно, начиная с 20 марта 2017 г. — дата, когда владельцы КИК должны были направить соответствующее уведомление в отношении прибыли КИК за 2015 год). Штраф н ачисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС.
  • в случае наличия у контролирующего лица дохода от прибыли КИК, который контролирующее лицо должно было учесть при определении своей базы по НДФЛ с учетом порогов прибыли КИК за 2015 — 50 млн. руб., за 2016 — 30 млн. руб., с 2017 — более 10 млн. руб., при превышении которых у контролирующего лица появялется такая обязанность:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)
    • уголовная ответственность по ст.ст.198,199 УК РФ в случае уклонения от улпаты налогов в крупном размере

Более детально с разбором каждого из указанных правонарушений Вы можете ознакомиться в наших статьях:

Почему британские офшоры решили передавать ФНС данные о счетах россиян?

Лента новостей

Все новости »

Острова Мэн, Гернси и Джерси включили Россию в списки стран для автообмена налоговой информацией, который был остановлен в прошлом году

Флаги Великобритании и острова Джерси. Фото: Darren Staples/Reuters –>

Три британских офшора, а именно острова Мэн, Гернси и Джерси, расскажут ФНС о счетах россиян в своих юрисдикциях уже в этом году, сообщает РБК. С прошлого года между этими островами и Россией нет автоматического обмена финансовой информацией: от него отказалась Великобритания.

Возобновление автообмена имеет значение для борьбы с уходом от налогов и отмыванием средств, а также в контексте ослабления валютного контроля. Почему в прошлом году от автоматического обмена отказались, а сейчас передумали? Комментирует директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Как таковые, на самом деле, эти офшоры от нас не отказывались. Великобритания вышла из автообмена с Россией за 2019 год, то есть эта информация к нам должна прийти только в сентябре 2020 года. Соответственно, так как эти три независимые юрисдикции — коронные владения Великобритании, было посчитано, что и они тоже с нами обмениваться информацией не будут. Вместе с тем каждый год страны выбирают себе партнеров для автообмена. С одной стороны, ничего драматического или, наоборот, слишком радостного нет. С другой стороны, я бы на месте налоговых органов не питал какие-то глубокие надежды в отношении этих трех стран, потому что мы помним, что автообмен происходит именно между банками. Несмотря на то что это офшоры, достаточно известные финансовые центры, тем не менее ни на Гернси, ни на Джерси, ни на острове Мэн не то что массово, а я думаю, даже сотни россиян не держат в этих банках свои счета. В Великобритании — да, держат, в английских банках. В банках этих офшорных юрисдикций, очень сомневаюсь, что даже сотня русских наберется. Они информацию нам предоставят, посмотрим какую, в конце этого года».

Россия присоединилась к глобальному автообмену по единому стандарту осенью 2018 года. В списке юрисдикций — участников автообмена с Россией 77 стран и 12 территорий. С этим списком нужно сверяться, чтобы применять льготы по валютному контролю.

Россия по-прежнему указана в обновленной 31 декабря версии списка для автообмена острова Мэн за отчетный период 2019 и 2020 годов. Россия осталась и в последней версии списка Гернси. Джерси еще не опубликовал подобный документ, но Россия числится в обновленном 1 января предварительном списке стран для автообмена.

Почему офшоры решили передавать ФНС данные о счетах россиян, несмотря на отказ Великобритании, и какие это будет иметь последствия? Рассуждает партнер по международному налогообложению компании «Кроу экспертиза» Рустам Вахитов.

Рустам Вахитов партнер по международному налогообложению компании «Кроу экспертиза» «На самом деле, этот обмен информацией не требует двухстороннего механизма: страна может решить предоставлять информацию в силу удобства, нежелания попадать в какие-то черные списки. Я полагаю, что обмен с этими территориями и так был односторонним, потому что вряд ли резиденты Гернси, Джерси и острова Мэн открывают большое количество счетов в российских банках, скорее всего, поток был обратным. Я больше чем уверен, что все вовлеченные лица должны были к этому быть готовы. Как ФНС уже заявила, по получении этой информации они готовы скорректировать свою позицию и исключить эти территории из своего условного черного списка, это будет полезно этим юрисдикциям с точки зрения просто позиционирования».

Ранее в Госдуме предложили ограничить либерализацию контроля за зарубежными счетами. Планировалось, что изменится список стран, в банках которых можно иметь счета без необходимости отчитываться перед ФНС. Под либерализацию хотят подвести счета в банках Евразийского экономического союза и стран, заключивших с Россией соглашение об автоматическом обмене информацией.

Три британских офшора раскроют ФНС данные о счетах россиян

Три британских офшора — острова Мэн, Гернси и Джерси — в 2020 году намерены уведомлять ФНС России о счетах и активах россиян в этих офшорах, передает принадлежащее Григорию Березкину РБК.

Читайте также:  Порядок оплаты больничных по уходу за ребенком: сроки, оформление, расчет

Эти британские оффшоры могли возобновить обмен с Россией информацией о счетах и активах российских граждан в рамках Единого стандарта отчетности (CRS) для того, чтобы продолжить двигаться по пути избавления от статуса «прачечных», чему мешало бы отсутствие прозрачности для российских надзорных органов, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко.

«Так, в недавнем прошлом зависимые от Великобритании юрисдикции под давлением ЕС были вынуждены пойти на уступки в отношении обнародования информации о конечных бенефициарах к 2023 году, а у российских денег в Европе статус неоднозначный», — отметил он.

В 2019 году такие сведения не передавались. При этом автоматического обмена финансовой информацией между этими островами и Россией также нет. Британия пошла на подобные меры в целях борьбы с отмыванием денег, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

«В прошлом году Великобритания отказалась передавать информацию российским налоговым органам в автоматическом режиме, вероятно, это связано с декларируемыми британскими властями целями борьбы с отмыванием денег, а также возможно, политическими причинами на фоне ухудшения отношений между Россией и Великобританией. Тем не менее по запросу информация по-прежнему передается», — указал Суверов.

Поскольку Великобритания в прошлом году отказалась обмениваться информацией с Россией, Федеральная налоговая служба РФ исключила из реестра участников автоматического обмена как Соединенное Королевство, так и острова Мэн, Гернси и Джерси.

В ФНС России заявили, что если британские офшоры в 2020 году действительно передадут российской стороне финансовую информацию, то Москва снова включит эти низконалоговые юрисдикции в список автоматического обмена. По словам представителей ФНС, перечень может быть пересмотрен «в случае осуществления компетентными органами этих стран своих договорных обязательств в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией».

«Есть основания полагать, что Россия пойдет на ответный шаг и продолжит передачу информации в автоматическом режиме с островами Мэн, Гернси и Джерси, поскольку изначально исключение их из списка было вызвано действиями со стороны Великобритании», — подчеркивает Суверов.

У ФНС нет причин не ответить любезностью на любезность, подтверждает Вячеслав Максименко. «Особенно в свете вступивших с нового года правил валютного контроля, которые разрешают не репатриировать валютную выручку при условии нахождения банка в юрисдикции, с которой у России осуществляется обмен финансовой информацией», — указал собеседник «Газеты.Ru».

Россия ранее была включена в список стран, с которыми британская налоговая служба (HMRC) осуществляет обмен налоговой информацией по CRS. Однако уже в 2019-м ее в соответствующем списке не оказалось.

При этом Великобритания остается одной из самых популярных стран, где россияне держат свои счета.

Москва ответила на решение Лондона тем же, ограничив Великобритании доступ к информации о счетах своих подданных в российских банках, управляющих компаниях, брокерах и депозитариях.

В автоматическом обмене финансовой информацией участвует 77 стран и 12 территорий. Россия присоединилась к международным соглашениям об автоматическом обмене в сентябре 2018 года, и получала данные из 58 стран, включая Великобританию.

В ФНС ранее рассказали, что в рамках обмена в отчете помимо имени владельца и номера счета раскрывается его баланс, информация о движении средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам и т.д.

По данным на декабрь, Федеральная налоговая служба получила информацию из 70 юрисдикций за отчетный период 2018 года и передала информацию налоговым органам 58 стран.

Решение британских офшоров должно помочь России в борьбе с уходом от налогов, а также в контексте ослабления валютного контроля. С 2020 года для россиян смягчили требования по репатриации валютной выручки. Это значит, что они могут зачислять средства от нерезидентов напрямую в иностранные банки. Однако это работает только при условии, что счет открыт в банке на территории одной из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и FATF (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Это послабление не распространяется на острова Мэн, Гернси и Джерси. Владельцы активов на этих островах должны уведомлять местные налоговые органы о движении средств по счетам.

Представитель Гернси подтвердил РБК, что Россия включена в предварительный список стран для автообмена в 2020 году. Что касается острова Мэн, Россия присутствует в списке для автообмена за отчетный период как 2019-го, так и 2020 года. Джерси пока не опубликовал подобный документ, но РФ числится в предварительном списке стран для автообмена.

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

Процесс борьбы с оффшорами, инициированный государством, проводится с целью защитить налоговую систему от уклонения крупных компаний от уплаты налогов.

В процессе финансовой интеграции были проделаны очень благоприятные изменения для межгосударственного налогового планирования. В полной степени исключить оффшорную деятельность остается невозможным, поэтому представители власти и налоговые инстанции активно работают над идентификацией реальных обладателей оффшорных организаций и ужесточением контроля над финансовыми операциями.

Чтобы вернуть выведенные деньги обратно в страну, из которой они вышли, и обложить их налогами, государства начали с проведения процедуры эффективного обмена информацией о действительных владельцах денег в оффшорах.

Конвенция МСАА

Одним из важнейших инструментов, который способствует обнаружению необлагаемых заграничных доходов, является Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией (Multilateral Competent Authority Agreement). Еще один важный документ – Конвенция ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией.

Она предполагает, что все присоединившиеся государства обязуются передавать налоговую информацию другим странам-участницам конвенции.

Виды обмена информацией:

  1. Обмен информацией по запросу применяется в случае ведения дела в отношении единого налогоплательщика. Запросы могут быть устными или письменными.
  2. Автоматический обмен информацией. Для осуществления необходимо наличие двустороннего международного соглашения.
  3. Произвольный обмен информацией. Тут также необходимо двустороннее соглашение. Но инициатором должна выступать государственная организация, у которой имеются данные о налогоплательщике и которыми она считает нужным поделиться.

Отличие «обмена по запросу», принятого конвенцией в 1988 году, от «автоматического обмена» этого года

Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:

  • обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
  • обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.

2. Предоставляемая информация:

  • «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
  • «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.

3. Время и форма обмена:

  • «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
  • «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.

Должностные обязанности служб налогообложения

В ходе процесса передачи и приема финансовой информации органы служб налогообложения обязаны:

  • принимать от финансовых учреждений своего государства информацию о финансовых процессах юридических и физических лиц, являющихся резидентами других государств-участников MCAA;
  • каждый год передавать в электронном виде нужную информацию уполномоченным органам этих государств;
  • принимать от уполномоченных органов других государств-участников MCAA данные о счетах юридических и физических лиц, являющихся резидентами своей страны.

Какие организации обязуются передавать данные

В автоматическом обмене налоговой информацией участвуют:

  • банки;
  • страховые компании;
  • брокерские компании;
  • другие коммерческие финансовые организации.

В автоматическом обмене финансовой и налоговой информацией не участвуют такие учреждения:

  • правительственные учреждения;
  • международные организации;
  • центральные банки;
  • государственные пенсионные фонды;
  • другие госорганизации с заниженным уровнем риска, которые практически не могут быть заподозрены в совершении махинаций с целью уклонения от выплаты налогов.

Счета, попадающие под сбор данных

Данные будут собираться о личных счетах юридических и физических лиц и счетах корпораций, трастов и частных фондов.

Если собственник счета значится как налоговый резидент государства, с которым будет осуществляется обмен налоговыми данными, то он попадет под автоматический обмен. Такие физические лица будут именоваться “подотчетными лицами”, а их счета – “подотчетными счетами”.

Подотчетными станут и счета компаний:

  • если они подконтрольны одному или нескольким “подотчетным лицам”;
  • если они подконтрольны “пассивной нефинансовой структуре”, которая по факту подконтрольна “подотчетному лицу” (под таковой принимается любая организационная форма бизнеса, большая часть дохода которой создается пассивными доходами, это холдинги, фонды, трасты).

Информация, которая подлежит обмену

Исходя из типа счёта, будут происходить сбор и передача следующей информации:

  1. Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.
  2. Номер открытого банковского счета.
  3. Международный идентификационный номер финансовой организации и ее наименование.
  4. Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.
  5. Общая сумма начисленных процентов по счету.
  6. Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

“Принцип невзаимности”

При присоединении к Конвенции MCAA любое государство имеет право следовать “Принципу невзаимности”. Это предполагает, что такая страна-участница обязуется передавать финансовую информацию о счетах налоговых плательщиков-резидентов других государств-участников Конвенции, но не будет получать от них данные о собственных резидентах-налогоплательщиках.

Сутью такого принципа является интерес более не осложнять и так сложные вещи: некоторые оффшорные процессы предусматривают полную невыплату налогов, и для государства эта информация от других стран является бесполезной.

Штрафы за нарушения в предоставлении информации

При подаче в финансовое учреждение запроса из зарубежной уполномоченной организации на предоставление информации, перед тем как дать ответ, финучреждение должно оповестить местный орган налогообложения и предоставить информацию, которая необходима зарубежной организации. Срок передачи сведений составляет десять дней. Налоговый орган имеет полномочия запретить передачу данной информации.

В случае нарушения финучреждением налогового запрета предусмотрены штрафные санкции:

  1. За произвольный неоправданный отказ учреждения от предоставления информации о налогах и счетах физических и юридических лиц или предоставления информации, но с нарушением порядка, объема и сроков взимается штраф порядка 500 тысяч рублей.
  2. Если финансовое учреждение не предпринимает мер по установлению налогового резидентства клиента, с него производится взыскание в 300 тысяч рублей.
  3. Если одна из международных групп компаний не уведомила об участии, взимается штраф в пятьдесят тысяч рублей.
  4. За неоправданное непредоставление участником группы каких-либо данных или предоставление недостоверных данных накладываются санкции в размере ста тысяч рублей по каждому из списка сведений.

Плюсы и минусы обмена информацией

Автоматический обмен имеет как преимущества, так и недостатки. Плюс, например, таков: не нужно отправлять запрос на предоставление информации об оффшорах. Данные поступают в государство в автоматическом порядке, что регулируется на законодательном уровне и сокращает время работы.

Минус: финансовые и налоговые данные очень легко скрыть, особенно если денежные средства находятся вне государства-заявителя. Поэтому придется разрабатывать новые постановления, законы, проводить мониторинг бизнеса и проверять полностью всю банковскую систему.

Международный автоматический обмен налоговой информацией сопряжен и с рисками. Например, существует риск лишения мотивации малого и среднего бизнеса.

Список государств, обязующихся осуществлять обмен информацией

По данным Конвенции МСАА, в автоматическом обмене информацией обязуются участвовать:

  • с сентября 2017 г. начать осуществлять автоматический обмен должны: Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бермуды, Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Венгрия, Великобритания, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Джерси, Дания, Ирландия, Индия, Испания, Италия, Исландия, Кипр, Каймановы острова, Южная Корея, Колумбия, Кюрасао, Люксембург, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Монтсеррат, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Ниуэ, остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Португалия, Польша, Румыния, Сейшельские острова, Сан-Марино, Словения, Словакия, Франция, Фарерские острова, Финляндия, Чехия, Хорватия, Швеция, ЮАР, Эстония;
  • с сентября 2018 г. осуществить АОНИ должны: Австрия, Австралия, Андорра Албания, Аруба, Антигуа и Барбуда, Белиз, Гренада, Гана, Индонезия, Израиль, Китай, Канада, Коста-Рика, Маврикий, Маршалловы острова, Монако, Малайзия, Новая Зеландия, Науру, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Синт-Маартен, Самоа, Швейцария (автоматический обмен налоговой информацией страна, по данным СМИ, откладывает до 2019), Чили, Япония.
Читайте также:  Мастера кулинарных дел: обязанности повара

Это официальные данные. Автоматический обмен налоговой информацией (список стран выше) полностью должен быть введен к 2019 году.

Автоматический обмен налоговой информацией в России

В мае 2016 года в рамках Форума “Организации экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию” (ОЭСР) Федеральная налоговая служба России подписала международный договор об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Начало такой практики в России намечено на сентябрь 2018 года.

Кроме общих (подписания соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией), предусматривается подписание ряда других налоговых договоров о сотрудничестве и обмене сведениями для борьбы с уклонениями от налоговых платежей, а также договоров об обоюдной помощи государств в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Таковые обычно предполагают передачу данных о регистрации налогоплательщиков, о счетах, зачислении на них дополнительных доходов и другой налоговой информации. Страны автоматического обмена налоговой информацией обязуются сделать тоже самое.

Что необходимо для автоматического обмена с другими странами

Чтобы Россия могла направить в адрес Конвенции доказательства того, что РФ в полной степени может участвовать в обмене данными, государству необходимо произвести еще несколько действий для начала работы системы:

  1. Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
  2. Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
  3. Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
  4. Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
  5. Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
  6. Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.

Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).

Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников. К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы. А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.

Чем автоматический обмен грозит гражданам?

Если у корпорации открыт оффшорный счет, который она пытается скрыть, то это может:

  1. Привести к проблемам и санкциям за незадекларированный счет.
  2. За неуплату налогов могут взиматься значительные штрафы.
  3. Привести к большим проблемам из-за проведения валютных операций незаконно (штрафы, запрещение деятельности компании, лишение лицензии и так далее).

В заключение

Так, справедливо будет сделать вывод, что в 2018 году наши финансовые процессы практически станут видны насквозь и о банковской тайне уже можно будет забыть. Практически любые финансовые действия по счетам попадают под автоматический обмен: изменение баланса, личная информация и другие персональные данные.

Правда, для тех, кто выводит свои доходы на оффшорные счета, с автоматическим обменом налоговой информацией останется намного меньше возможностей сделать это в дальнейшем времени – что, конечно, хороший плюс. Именно поэтому бизнесменам и физическим лицам стоит навести порядок в своих банковских и других счетах во избежание будущих проблем с налоговыми инстанциями.

Россия вполне готова к автоматическому обмену налоговой информацией с остальными странами. Осталось только окончательно определить технические и кадровые средства. Остальное – дело рук мировой политики.

Надежно как в швейцарском банке: как извлечь пользу из автоматического обмена налоговой информацией

Швейцария пользуется неизменно высокой популярностью у российских владельцев капитала. Согласно статистике ЦБ РФ, в 2018 году она заняла уверенное первое место по объему трансграничных переводов россиян, который превысил $9 млрд. Как страна победившей банковской тайны, Швейцария долгое время не раскрывала данные о владельцах банковских счетов и хранящихся на них активах. Все изменилось в октябре 2019 года, когда консервативная альпийская страна впервые передала Федеральной налоговой службе данные об активах россиян на территории страны в рамках автоматического обмена финансовой информацией.

Что и о ком будет знать ФНС?

Отчетность, которую Швейцария предоставила ФНС, содержит данные о банковских счетах россиян за 2018 год. Предполагается, что она будет обрабатываться системой «Налог-3», которая позволяет идентифицировать налогоплательщика и сравнить данные от швейцарских налоговиков (и их коллег из других государств) на предмет их соответствия информации о счетах, ранее предоставленной россиянами. В случае расхождений ФНС будет проводить индивидуальную проверку.

Сегодня граждане РФ обязаны уведомлять налоговую службу об открытии, закрытии и изменении реквизитов счета в зарубежном банке, а также ежегодно подавать отчетность о движении средств. С 2020 года у них появится новая обязанность: в ФНС необходимо будет подавать уведомление и отчетность по зарубежным счетам, открытым не только в банках, но и в других финансовых организациях, в том числе осуществляющих брокерскую деятельность. Исключение составляют те россияне, которые находятся за пределами страны более 183 дней в календарном году.

Если штраф за несвоевременное предоставление данных о наличии зарубежного счета не превышает 1500 рублей, то за совершение операций с нарушением валютного законодательства предусмотрено куда более серьезное наказание — штраф в размере от 75% до 100% от суммы операции.

Раньше была распространена ситуация, когда россияне не отчитывались в налоговую службу о своих зарубежных счетах и не уплачивали налог на полученные по ним доходы. Сегодня она меняется. Этому способствует синхронизация подходов фискальных органов разных стран (одним из которых является автоматический обмен) для борьбы с налоговыми правонарушениями. Поэтому даже если гражданин не отчитывается по зарубежным счетам в домашней юрисдикции, то налоговики могут узнать о них от своих зарубежных коллег.

Неожиданные бонусы

Усиление фискального контроля за зарубежными счетами россиян идет бок о бок с либерализацией валютного законодательства. Логика государства проста: чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам в отношении валютных операций. Поэтому, несмотря на возросшие риски для тех россиян, которые находились «в тени», автоматический обмен финансовой информацией со Швейцарией дает возможность совершать ранее запрещенные операции через счета в швейцарских банках.

В декабре 2019 года вступили в силу изменения в валютном законодательстве, которые разрешили гражданам РФ получать на зарубежные счета кредиты, ренту от сдачи зарубежного имущества в аренду, доходы от продажи зарегистрированного за границей транспорта, от передачи в доверительное управление денежных средств, дивиденды и другие доходы по внешним ценным бумагам.

Также с 1 января 2020 года в отношении швейцарских счетов будут сняты все ограничения на зачисление средств от нерезидентов. Другим нововведением стало освобождение россиян от обязанности подавать ежегодную отчетность о движении средств по зарубежному счету, если годовой объем зачислений, списаний или при отсутствии таковых остаток средств на конец отчетного года не превышает суммы, эквивалентной 600 000 рублей. Все изменения внесены ретроспективно с 1 января 2018 года.

Очередной виток либерализации валютного законодательства сопровождается изменением ее географии. Для того чтобы воспользоваться новыми возможностями, необходимо выполнение одного из двух «территориальных» условий: счет должен быть открыт в банке на территории страны, которая осуществляет автоматический обмен финансовой информацией с РФ или в стране, входящей в ЕАЭС.

Ранее обязательным условием для использования счетов было вхождение государства в ОЭСР или ФАТФ, членами которых является узкий круг стран. Но есть важный нюанс: список государств, которые осуществляют автоматический обмен финансовой информацией с РФ, должен быть размещен на официальном сайте ФНС. Пока он не был опубликован. Для налоговых целей установлен перечень стран, с которыми Россия осуществляет автоматический обмен. Скорее всего, он будет использован в ходе проверки соблюдения российскими гражданами валютного законодательства по новым правилам.

Можно не все и не везде

Важно помнить о том, что валютное законодательство по-прежнему содержит закрытый перечень разрешенных операций с зарубежными счетами. Не включенные в него действия — например, получение средств от продажи зарубежного имущества от валютных резидентов — являются незаконными. Кроме того, если счет не задекларирован в ФНС, то налоговики могут приравнять любую валютную операцию к незаконной и начислить штраф.

При этом разрешенными являются не все валютные операции и далеко не во всех странах. Необходимо учитывать, что список государств, с которыми осуществляется автоматический обмен, не совпадает с перечнем стран-членов ОЭСР и ФАТФ. Например, Азербайджан, Британские Виргинские острова, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Мальта, Монако и ряд офшорных юрисдикций не входят в эти организации, но включены в перечень, что, безусловно, является преимуществом для россиян, имеющих банковские счета в этих странах.

В то же время США и Канада, состоящие в ОЭСР и ФАТФ, не включены в список, что осложнит гражданам РФ совершение валютных операций через счета, открытые в этих странах, так как список доступных операций будет существенно ограничен. Ранее законные зачисления (например, получение дивидендов или купонного дохода) теперь квалифицируются как незаконные валютные операции, за которые грозит штраф от 75% до 100% от суммы операции.

Также остаются вопросы в отношении счетов, открытых в Великобритании. Эта страна была включена в список государств, осуществляющих автоматический обмен с РФ, но в мае этого года в одностороннем порядке отказалась от обмена финансовой информацией с Россией. В связи с этим ФНС объявила о намерении исключить Великобританию из этого списка на основе «принципа взаимности». В таком случае перечень разрешенных валютных операций для россиян, имеющих банковские счета в Великобритании, будет также серьезно ограничен.

Владельцы таких счетов могут рассмотреть возможность перенаправления потока доходов на счета в тех странах, где такие зачисления допустимы, а в случае выявления незаконных валютных операций подумать о подаче специальной декларации в ходе третьего этапа амнистии капитала.

Если до недавних пор валютное законодательство можно было сравнить с хождением по канату, пройти по которому и не оступиться было нетривиальной задачей, то недавние изменения значительно увеличили число доступных для россиян валютных операций по зарубежным счетам и странам их нахождения, которые перестали ограничиваться пределами ОЭСР и ФАТФ. Позитивная тенденция «все больше можно, все меньше нельзя» прослеживается довольно четко. Вполне возможно, она получит развитие уже в следующем году.

Ссылка на основную публикацию