Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия: особенности, требования и цели

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафаПричинаСтатьяШтраф
ФНСПри выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет).Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФОт 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
РосстатЕсли в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение.19.7 КоАП РФОт 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк РоссииВ течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение.Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФОт 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия: особенности, требования и цели

Каждый руководитель крупного предприятия должен быть уверен, что все его работники являются ответственными, квалифицированными и надежными. Но нередко даже профессионалы совершают ошибки, которые могут привести к привлечению фирмы к ответственности. Поэтому периодически требуется аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия. Она реализуется независимыми экспертами, обладающими нужными знаниями и квалификацией, что позволяет им найти даже самые мелки ошибки в отчетности, разные нарушения или вовсе мошеннические схемы.

Понятие аудита

Бухгалтерский аудит и анализ отчетности предприятия представлены специальной проверкой компании. Для этого приглашается независимая аудиторская организация. Основной целью такого процесса выступает выявление всех ошибок и неточностей, имеющихся в документации.

Процедура может быть добровольной или принудительной. В первом случае руководитель компании самостоятельно принимает решение пригласить специалистов для проверки. Обязательная процедура проводится налоговыми экспертами, а если выявляются какие-либо ошибки, то компания привлекается к ответственности.

Виды проверок

Существует несколько видов аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. Каждая разновидность обладает своими нюансами:

  • Обязательные. Проверка выполняется ежегодно в компаниях, причем без наличия отчета не получится руководителю предприятия продолжить деятельность.
  • Инициативные. Выполняются исследования по инициативе руководства предприятия, желающего убедиться, что отсутствуют проблемы в отчетности. Наиболее часто процедура реализуется перед налоговыми проверками. Исследованием могут заниматься работники предприятия или приглашенные специалисты. Если имеются подозрения, что бухгалтер пользуется разными мошенническими схемами, то обычно такая оценка является неожиданностью для работников фирмы.
  • Сплошные. Предполагают изучение всей документации в компании по разным направлениям деятельности. Это приводит к тому, что процедура отличается трудоемкостью, длительностью и сложностью. Но за счет такого исследования досконально изучается деятельность фирмы, что позволяет выявить многочисленные нарушения в ее работе.
  • Выборочные. Являются наиболее распространенными и не слишком сложными. Проверке подвергаются только документы за определенный период времени или по одному направлению работы компании. На основании полученной информации составляется отчет по работе фирмы в целом.
  • Комплексные. Заключаются в изучении всей документации, но за ограниченный период времени.
  • Тематические. Задействуется во время проверки только некоторый пакет документов, имеющий отношение к конкретной сфере работы или теме. Например, нередко проверяется правильность начисления зарплаты.

Руководители предприятий могут для выполнения процесса пользоваться помощью собственных сотрудников, но чтобы получить действительно актуальные и достоверные результаты, рекомендуется обращаться к независимым аудиторам. Конкретная форма аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия выбирается самим директором, если процедура является добровольной. Если же проверка проводится налоговой инспекцией, то наиболее часто используется комплексное исследование.

Причины добровольной проверки

Каждый предприниматель должен знать, что это такое: аудит бухгалтерской отчетности. Процедура проводится специалистами, хорошо разбирающимися в разных отчетах, чтобы убедиться в отсутствии нарушений и ошибок.

Руководитель самостоятельно может инициировать исследование. На это может иметься множество разных причин:

  • директор хочет проверить компетентность и надежность своих работников, так как проверка может выявить не только случайные ошибки, но и намеренное искажение фактов, основной целью которого выступает нажива и реализация мошеннических схем;
  • у собственников появляются подозрения в том, что бухгалтерский отдел намеренно доводит фирму до банкротства;
  • планируются изменения в организационной структуре организации, например, идет подготовка к слиянию или присоединению к другой компании;
  • выполняется проверка перед составлением годового отчета;
  • сменяется главный бухгалтер предприятия, поэтому новый специалист желает быть уверенным в отсутствии серьезных нарушений в уже имеющейся документации.

Обычно добровольная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия осуществляется раз в год. Выполняется процедура перед составлением годового отчета.

Цели и задачи

Основная цель аудита бухгалтерской отчетности заключается в проверке правильности составления разных отчетов и документов. На основании выполненной процедуры оценщик предоставляет руководителю предприятия специальное заключение, где указывается, какие выявлены нарушения и ошибки, а также прописывается, соответствует ли документация требованиям законодательства.

Дополнительно решается множество других задач с помощью аудита бухгалтерской отчетности. Основная цель заключается в проверке бухгалтеров фирмы, но дополнительными задачами выступают:

  • анализируется система контроля на предприятии;
  • проверяется, соответствуют ли разные отчеты и документы внутренним нормативным актам фирмы;
  • изучается, насколько правильно и актуально были зафиксированы в документах совершенные компанией хозяйственные операции;
  • анализируются и обобщаются ранее проведенные исследования, чтобы определить, что именно повлияло на возникновение ошибок в документации.

Сроки и другие параметры проверки зависят от типа аудита и целей, которые достигаются за счет данной процедуры.

Результаты исследования

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия позволяет выявить многочисленные проблемы, имеющиеся в компании. Поэтому по результатам данного процесса руководитель компании может столкнуться со следующими результатами:

  • выявляется мошенничество со стороны разных работников организации, хищение имущества или крупные недостачи;
  • определяется, насколько правильно велся финансовый учет в компании;
  • производится подготовка к проверке со стороны налоговой инспекции, поэтому руководство может быть уверенно в том, что не будут обнаружены какие-либо серьезные нарушения;
  • выявляются все проблемы в отчетах.

Поэтому аудиторские проверки являются обязательными событиями для любой компании.

Когда аудит является обязательным?

На основании положений ФЗ № 307 имеется специальный список компаний, в которых обязательно с определенной периодичностью должна выполняться аудиторская проверка. К ним относятся разные биржи, которые могут быть фондовыми или товарными, а также банки или страховые компании. Дополнительно сюда включаются фонды, которые могут быть благотворительными, инвестиционными или негосударственными пенсионными.

Они должны ежегодно публиковать в открытых источниках свою отчетность, поэтому заблаговременно должны убедиться в том, что все сведения являются актуальными и действительными. Для этого приводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия.

Дополнительно выполняется процедура компаниями, чья выручка в год превышает 400 млн руб. Исключением выступают муниципальные предприятия, кооперативы по сельскому хозяйству и государственные органы.

Кто занимается проверкой?

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно должна выполняться профессионалами, не заинтересованными в результатах такого исследования. В зависимости от субъекта, занимающегося процессом, выделяются следующие виды оценки:

  • внешняя предполагает использование услуг специальных аудиторских компаний, которые никаким образом не связаны с бухгалтерами проверяемой организации;
  • внутренняя заключается в привлечении сотрудников предприятия, поэтому существует вероятность, что результаты будут искажены в пользу тех или иных работников.

Результаты внутренней проверки не могут использоваться для каких-либо целей, поэтому они применяются только лично руководством предприятия. Если директор фирмы сомневается в верности и компетентности сотрудников, то целесообразно пользоваться внешним аудитом.

Кто входит в рабочую группу?

Правильный порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности заключается в создании специальной рабочей группы. В нее входят специалисты, обладающие нужной квалификацией и опытом аналогичных проверок. Обязательно в нее включаются профессионалы:

  • аудиторы;
  • консультанты;
  • контролеры качества.

Непосредственной проверкой занимаются аудиторы. Они могут общаться с работниками компании, изучают полученные документы, отчеты, регистры и другие бумаги. Контролер должен убедиться, что оказываемые аудиторские услуги соответствуют требованиям законодательства и стандартам данной деятельности.

Консультанты, которые могут быть внешними или внутренними, привлекаются при возникновении соответствующей необходимости. Они обычно представлены юристами или экономистами.

Читайте также:  Контент-менеджер - кто это?

Этапы процесса

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности? Данная процедура делится на несколько последовательных этапов:

  • Планирование. Приглашаются в компанию аудиторы для исследования. Специалистам предоставляется информация относительно направления и особенностей работы предприятия. Оцениваются нюансы деятельности, система автоматизации и финансовый контроль. Формируется план исследования, а также между двумя сторонами заключается договор, где перечисляются все права и обязанности каждого участника.
  • Непосредственная проверка документов. Для этого проверяющим предоставляется бухгалтерская отчетность. На основании проведенного процесса выявляются все ошибки, искажения и нарушения. Аудиторы пользуются разными методами, представленными сбором данных, анализом информации, осмотром документации, пересчетом активов и другими техниками.
  • Составление заключения. Аудитор по результатам своей работы формирует специальное заключение. В нем указывается, когда именно проводилась проверки, какие нарушения были выявлены, какие документы подвергались исследованию, а также нередко приводятся рекомендации для руководителя.

Проверке подвергаются разные документы, к которым относятся налоговые декларации, бухгалтерские отчеты, пояснительные записки, ведомости инвентаризации и другие бумаги.

Правила составления заключения

По результатам исследования составляется проверяющими заключение. Оно представлено официальным документом, включающим мнение аудиторской компании о достоверности изученной документации. В него включаются сведения:

  • прописывается наименование и реквизиты компании, в отношении которого проводилась проверка;
  • указывается вид проведенного исследования;
  • приводятся изучаемые документы в организации;
  • перечисляются все выявленные ошибки и недочеты;
  • приводятся рекомендации для руководства компании;
  • нередко включаются в документ сведения о том, по каким причинам могли возникнуть те или иные несоответствия, что нередко приводит к тому, что некоторые работники организации привлекаются к ответственности за мошенническую деятельность.

Передается данное заключение непосредственному заказчику, представленному руководителем предприятия. На основании этого документа можно понять, насколько эффективной была аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия. Пример данного заключения располагается ниже.

Стоимость услуги

Если приглашается для исследования независимая аудиторская компания, то руководство организации должно подготовиться к определенным тратам, так как такая услуга является платной. Цена аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия зависит от сложности выполняемой работы и количества проверяемых документов.

Вся работа специалистов разбивается на несколько мелких задач, которые требуют от проверяющего высокой квалификации и определенных навыков. Предварительно оценивается, какое количество времени придется потратить на процесс. За счет произведенных расчетов и анализа определяется оптимальная стоимость услуги.

Поэтому перед заключением договора каждая аудиторская фирма предварительно оценивает объем работы и изучает специфику работы компании. После этого определяется стоимость услуги, причем она может варьироваться от 2 до 100 тыс. руб.

Заключение

Аудиторские проверки позволяют выявить разные нарушения и проблемы в имеющейся отчетности предприятия. Исследования могут быть внутренними или внешними, комплексными или выборочными. Процедура выполняется исключительно опытными профессионалами.

По результатам исследования выдается руководству компании заключение, содержащее сведения обо всех выявленных ошибках и нарушениях. На основании полученных данных фирма может подготовиться к налоговой проверке или избавиться от неквалифицированных работников.

Аудит бухгалтерской отчетности

Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

ѕ бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, поставщиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

ѕ бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни;

ѕ степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности хозяйственных операций.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются: формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

ѕ соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

ѕ соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Задачами аудита бухгалтерской отчетности являются:

  • а) формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;
  • б) определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;
  • в) отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

  • а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчетности;
  • б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности”.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий:

  • а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;
  • б) письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Ответственность руководителей экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов.

  • 1. Аудиторская организация не несет ответственности за невыполнение руководством экономического субъекта требований нормативных актов РФ. Ответственность несет руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен исходить из того, что экономический субъект руководствуется в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.
  • 2. При проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен установить:
    • а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;
    • б) привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства РФ;
    • в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;
    • г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал при несоблюдении требований нормативных актов;
    • д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста.

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов:

  • 1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность экономического субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.
  • 2. Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:
    • а) изучить имеющуюся информацию и нормативно – правовую базу, касающуюся экономического субъекта;
    • б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;
    • в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;
    • г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.
  • 3. Как и в других вопросах, в части, касающейся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма.
  • 4. Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск не обнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:
    • а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
    • б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;
    • в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;
    • г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.
  • 5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Использование работы эксперта”.
  • 6. Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Аудит финансовой отчетности – сущность, цели и задачи

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.
Читайте также:  Потребительские свойства товаров и услуг: характеристики, классификация, качество

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности при проведении аудита

Цели проверки и источники информации

Под аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности пони­мается независимая проверка, осуществляемая аудиторской ор­ганизацией и имеющая своим результатом выражение мнения ау­дитора о степени достоверности этой отчетности во всех су­щественных отношениях. По результатам аудита проверяющие выражают также свое мнение о соответствии финансовой (бух­галтерской) отчетности законодательным положениям, норма­тивным актам, способам и методам учета, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность отчетности.

Необходимость аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности обусловлена существованием ряда факторов, в частности:

  • финансовая (бухгалтерская) отчетность используется для при­нятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества пред­приятия, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и за­казчиками, органами власти и общественностью;
  • финансовая (бухгалтерская) отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда причин, таких как неоднозначная интер­претация фактов хозяйственной жизни, незнание нормативных ак­тов. Помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  • степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтере­сованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в финансовой (бухгалтер ской) отчетности предприятий.

В ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказа­тельства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

  • соответствия бухгалтерского учета предприятия документам и тре­бованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бух­галтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации;
  • соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности пред­приятия тем сведениям, которыми располагает аудиторская ор­ганизация о деятельности экономического субъекта.

Аудиторская организация на всех этапах проведения аудита обязана придерживаться позиции профессионального скептицизма, т. е. принимать во внимание тот факт, что полученные аудиторские доказательства могут оказаться неверными в силу того, что оста­лись незамеченными искажения в финансовой (бухгалтерской) от­четности. Если существуют признаки, указывающие на наличие данного факта, аудиторской фирме необходимо увеличить объем аудиторских процедур для подтверждения или опровержения воз­никших сомнений.

Источниками получения аудиторских доказательств в первую очередь являются формы финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1).
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3).
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4).
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
  • Пояснительная записка к годовому отчету.
  • Специализированные формы, установленные министерствами и ведомствами.

Помимо перечисленного выше, к источникам информации при проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности можно отнести следующее:

  • учетную политику предприятия;
  • первичные документы предприятия и третьих лиц;
  • регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского учета;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • устные высказывания сотрудников предприятия и третьих лиц;
  • результаты инвентаризации имущества предприятия, проводимой ее сотрудниками.

Приступая к проверке отчетности и ее соответствия действу­ющим нормативным актам, аудитору необходимо учитывать тот факт, что предприятия вправе сами разрабатывать формы бух­галтерской отчетности, основываясь на нормативных документах, что обязательно должно найти отражение в учетной политике про­веряемого предприятия.

В ходе проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди­тор оценивает содержание отдельных форм отчетности, со­блюдение правил формирования показателей отчетности и их кор­реляцию. С целью контроля соответствия показателей отчетности требованиям нормативных документов проверяются:

  • состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
  • правильность оценки статей отчетности;
  • взаимоувязка показателей отчетности, соответствие показателей, отраженных в разных формах отчетности;
  • правильность формирования сводной отчетности.

План и программа аудита

Планирование — один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен ка­чественный аудит. Результаты планирования аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности оформля­ются двумя документами: план и программа аудита.

Планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчет­ности включает:

  • планирование проверки по существу — составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым прово­дится проверка;
  • планирование состава группы аудиторов для проверки;
  • составление календарного графика проверки, т. е. когда и с каки­ми затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

План аудита должен содержать информацию об основных орга­низационных вопросах:

  • планируемые трудозатраты;
  • уровень (уровни) существенности;
  • оценку аудиторского риска;
  • сроки проведения проверки;
  • состав аудиторской группы;
  • перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнения.

Программа аудита содержит подробную информацию об ауди­торских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:

  • виды процедур, которые будут использоваться при проверке;
  • способы применения процедур;
  • способы документирования.

Разработка общего плана и программы аудита происходит по­сле предварительного сбора информации о предприятии, а именно об особенностях его хозяйственных процессов, специфике деятель­ности.

Процесс планирования можно разделить на 2 этапа:

  • предварительное планирование,
  • подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после направления аудитором предприятию письма-обязательства о со­гласии на проведение аудита.

В то же время планирование проверки финансовой (бухгал­терской) отчетности является непрерывным процессом. Аудитор в процессе аудита обязан внести в план проверки необходимые из­менения, если:

  • предприятие предоставило неточные сведения о положении дел, что привело к изменению основных позиций проверки;
  • обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести до­полнительные проверочные процедуры;
  • произошло изменение сроков проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности по вине предприятия.

По итогам предварительного планирования аудиторская ор­ганизация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и каче­ственный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определя­ется и стратегия аудиторской проверки.

Достоверность данных, отраженных в форме № 1 и форме № 2, проверяется в ходе анализа соответствующих объектов аудита (ау­дит основных средств, нематериальных активов, материально про­изводственных запасов, резервов и пр.). Однако финансовая (бух­галтерская) отчетность является самостоятельным сегментом ауди­та, поскольку существующие нормативные акты предъявляют ряд требований именно к ней. Исходя из анализа указанных требова­ний, можно выделить следующие задачи проверки отчетности, что и должно найти отражение в плане и программе аудита:

  • включение в финансовую (бухгалтерскую) отчетность показа­телей деятельности всех обособленных подразделений;
  • соответствие данных финансовой (бухгалтерской) отчетности данным учетных регистров и инвентаризации;
  • полнота раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;
  • полнота раскрытия информации о данных финансовой (бух­галтерской) отчетности, приведенной в пояснительной записке;
  • соблюдение взаимоувязки форм отчетности;
  • правильность оценки статей отчетности;
  • достоверность показателей отчетности;
  • формирование сводной отчетности.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках и пр.) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения вы­борочной проверки.

Объем выборки зависит:

  • от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • уровня существенности;
  • степени точности ожидаемых результатов;
  • оценки надежности системы внутреннего контроля.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:

  • уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;
  • результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если количество ошибок намного превышает пла­нируемый объем;
  • прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.

Все изменения плана проведения проверки финансовой (бух­галтерской) отчетности необходимо отразить в рабочей до­кументации. Вносимые в план изменения, а также их причины ау­дитор должен подробно документировать.

Документы, составленные во время разработки плана прове­дения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

Разработка и составление программы аудита является завер­шающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифир­менными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности.

Методы проверки

Метод аудита — это совокупность приемов, с помощью ко­торых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка.

Приемы первой группы — это осмотр, пересчет, измерение, по­зволяющие определять количественное состояние объекта, запрос, документальная проверка.

Во время аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе ау­дита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соот­ветствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской дея­тельности:

  • сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские дока­зательства»);
  • оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);
  • исследование необычных отклонений показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности («Аналитические процедуры»);
  • проверка достоверности начальных и сравнительных показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности («Первичный аудит на­чальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности») ;
  • получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);
  • отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);
  • оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе вы­полнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);
  • установление соответствия финансовых и хозяйственных опе­раций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);
  • получение доказательств («Разъяснения, представляемые руко­водством проверяемого экономического субъекта»);
  • проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подго­товки бухгалтерской отчетности («Применимость допущения не­прерывности деятельности»);
  • проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в от­четности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»);
  • проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);
  • оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и коррек­тировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);
  • контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутри­фирменный контроль качества аудита»).

Проверка, анализ и подтверждение бухгалтерского баланса и приложений к нему

Приступая к проверке отчетности предприятия и ее соответ­ствия действующим нормативным актам, аудитору необходимо установить:

  • обеспечивается ли персонал необходимыми актами по бухгал­терскому учету и налогообложению;
  • разработаны ли внутренние документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота, графики проведения инвента­ризаций и пр.;
  • применяются ли на предприятии меры воздействия на персонал за нарушение требований нормативных актов.

При проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности пред­приятия аудитор должен принимать во внимание специфику со­ставления отчетности субъектов малого предпринимательства, не­коммерческих и общественных организаций.

Проверка правильности составления бухгалтерского баланса начинается с общего обзора отчетных форм. Проверяется полнота заполнения: наименование составляющей части; наименование предприятия, его адрес, вид деятельности, организационно­правовая форма/форма собственности, ИНН, номер, шифры, нали­чие лицензий и сроки их действия, указание отчетной даты или от­четного периода, за который составлена финансовая (бухгалтер­ская) отчетность; единица измерения; дата утверждения; дата от­правки/принятия финансовой (бухгалтерской) отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности.

Затем» проверяется взаимоувязка показателей между собой, и осуществляется счетная проверка.

При проверке правильности составления баланса основыва­ются на следующих моментах:

  • данные статей баланса на начало периода должны соответст­вовать данным на конец предыдущего периода. При изменении вступительного баланса на начало года, по сравнению с отчетным, аудитором должны быть взяты с руководства предприятия соответ­ствующие разъяснения по каждому из выявленных отклонений;
  • данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть обоснованы результатом инвентаризации;
  • суммы статей баланса по расчетам (с учреждениями, финансо­выми органами, поставщиками, дебиторами, кредиторами, банком и т. д.) должны быть согласованы и оформлены соответствующими актами сверки расчетов.

В ходе проверки соблюдения требования непротиворечивости и тождества показателей граф «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода» предыдущего года с учетом изменений в оценке показателей активов проверяется соблюдение сопоставимости данных бухгалтерского баланса на начало и конец проверяемого периода как по номенклатуре статей, так и по содер­жанию показателей, включенных в статьи бухгалтерского баланса, а также сопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчетный период. Для подтвержде­ния статей бухгалтерского баланса используется процедура сверки тождественности показателей баланса и Главной книги путем со­поставления показателей. При проведении такого сопоставления используются данные соответствующих регистров аналитического учета.

Читайте также:  Система сертификации продукции в России

Выявленные расхождения оформляются документом — «Свод­ка данных о расхождениях, выявленных в результате проверки то­ждественности показателей бухгалтерского баланса и Главной кни­ги» (таблица 52).

Статьи

На конец проверяемого периодаНа начало проверяемого периода
Занижение в балансеЗавышение в балансеЗанижение в балансеЗавышение в балансе

При необходимости аудитор может использовать и такой при­ем, как составление альтернативного баланса. Аудитор составляет альтернативный баланс по данным Главной книги и сопоставляет его показатели с данными бухгалтерского баланса, составленного предприятием. Это позволяет выявить отклонения по отдельным статьям.

Одной из важных процедур является проверка взаимоувязки показателей отчетных форм (соблюдение требования непроти­воречивости показателей). С этой целью сверяются показатели бух­галтерского баланса с данными других отчетных форм. Здесь мож­но использовать тест «Взаимоувязка показателей статей баланса с отчетными формами» (таблица 53).

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Ссылка на основную публикацию