Производство бисера от А до Я

Древнее и современное производство бисера

В древности

Самый древний способ изготовление бисера начал использоваться в Древнем Египте. Бусины и бисер выплавлялись из непроваренного стекла. Стеклянную нить вытягивали из общей расплавленной массы и обрабатывали вручную. После чего покрывали глазурью и обжигали. Во время обжига бусина становилась ровнее.

Для изготовления прозрачных бусин с золотой вставкой внутри использовалась тонкая золотая фольга. Фольгой обклеивали стеклянную трубочку. После этого сверху покрывали расплавленным стеклом. При таком способе изготовления фольга оказывалась внутри бусинки.

Немного позднее этот способ был усовершенствован: были взяты две стеклянные трубочки разного диаметра. Между этими трубочками вставлялась золотая пластина. При нагревании концы двух трубочек спаивались вместе, и золотая фольга оказывалась внутри. Для придания первоначального блеска бусину полировали.

Средние века

В средние века Венеция оказалась самым крупным поставщиком бисера. Его изготовление активно шло на острове Мурано. Там до сих пор существует производство муранского стекла. Процесс производства содержится в строгой секретности.

Интерес к изготовлению бисера в средние века был очень сильным. Стекловары разных государств также пробуют изготовлять этот материал. И не смотря на то, что секрет тщательно охранялся на острове Мурано, в 14 веке чешские стекловары научились варить стекло по собственному рецепту. В Богемии мастера использовали вместо кальцинированной соды древесную золу. Богемское стекло, в отличие от муранского, получалось тугоплавким. Чехия стала вторым крупным поставщиком бисера.

19 век

К началу 19 века из-за конкуренции двух сортов бисера: венецианского и чешского, – многообразие палитры достигло максимума. Поэтому для увеличения скорости изготовления необходимо было придумать новые технологии.

И уже во второй половине 19 века появился автоматизированный способ вытягивания трубочек из стекла. Это ускорило общий процесс производства бисера. Но новые веяния моды приводят к снижению популярности этого материала, что уменьшает разнообразие оттенков и размеров.

Современные технологии

В наше время бисер становится популярным. За его производство и конкуренцию с уже известными марками взялась и Япония. Современное производство стеклянного бисера основывается на смешении трех основных компонентов: песок (диоксид кремния), кальцинированная сода (карбонат натрия) и известняк (карбонат кальция). При смешении их в соответствующих пропорциях и добавлении красителей можно получить особый сорт стекла.

Для окрашивания применяются металлы, например, железо, кобальт. При этом наиболее трудно в производстве окрасить бисер в красные и розовые оттенки. От партии к партии этот цвет может немного меняться.

Метод вытягивания

Смесь, полученную из составляющих компонентов и красителей, отправляют в печь и нагревают до 1500°С. После чего расплавленную массу пропускают через матрицу с мелкими отверстиями. Получаются тонкие стеклянные трубочки. В центр каждой трубочки подают сжатый воздух. Таким образом получается отверстие.

Печь устанавливают высоко, чтобы стеклянная нить могла немного охладиться при опускании. Затем стеклянную трубку располагают в горизонтальном положении и натягивают, от силы натяжения зависит размер будущего бисера. Чем больше натяжение стеклянной нити, тем тоньше будет получившаяся трубочка.

Затем стеклянную нить мелко разрезают. Это практически готовый бисер. Его острые углы надо отполировать и придать ему более круглую и ровную форму. Для этого бисер смешивают с порошком углерода, и полученную смесь засыпают во вращающийся барабан.

После этого бисер снова нагревают в печи при температуре около 700°С. Его поверхность слегка оплавляется, и он принимает круглую форму. Благодаря этому порошку бисеринки при таком нагревании не слипаются, а также внутренность отверстий не затягивается. Но после этого этапа поверхность бисера остается всё ещё матовой.

На последнем этапе бисер тщательно промывают от угольного порошка. Для придания красивого блеска его нагревают в третий раз, но уже используют меньшую температуру. После всех проведенных процессов бисер еще раз тщательно промывают и просушивают.

Крученый или навитой способ

Метод вытягивания является наиболее распространённым способом при изготовлении бисера, но существует и другой способ изготовления: навитой или крученый.

Вязкую стекольную массу закрепляют на конце металлического прута. С помощью этого прута вытягивают стекло в тонкую нить длиной 100 м. Для удобства работы со стеклянным стержнем его нарезают на более мелкие полоски длиной 60-90 см.

После этого берут тонкую металлическую проволоку, подходящую к диаметру отверстия будущей бисеринки. На неё начинают наматывать стеклянную нить. Сделают несколько витков – отрежут, сделают несколько витков – отрежут.

Для придания будущему бисеру нужной формы эту проволоку с витками нагревают. Витки между собой сплавляются и образуются бисеринки. После остывания проволока уменьшается в размере, и бисер с неё легко снимается.

Штамповочный аппарат

Бывает, что производитель для изготовления бисера применяет штамповку. Хотя чаще всего он используются не для производства бисера, а для изготовления прессованных бусин.

Конец стеклянного стержня нагревают и опускают в прессовальный аппарат. После нажатия на рычаг расплавленное стекло вдавливается в форму и прокалывается отверстие.

Штампованные бусины в этом аппарате пока мало похожи на привычные. Они находятся в слипшемся состоянии из-за излишков стекла. После штамповки бусины разделяют и убирают с них лишние наплывы, которые потом пойдут на переработку. После бусины полируются, что придаёт им гладкую форму.

Чтобы не пропускать мастер-классы и другие новости, вступайте в группу Вконтакте или подписывайтесь на Инстаграм. Все мои работы вы можете найти на сайте в разделе Магазин.

Свой бизнес: производство бисера

В наши дни производство бисера представляет собой полностью автоматизированный процесс, что обуславливает сравнительно низкую цену на этот вид декоративных бусинок. Современный бисер производится на стеклозаводах с использованием специального оборудования. При помощи этого оборудования из расплавленного стекла вытягиваются тончайшие полые трубочки. Сначала сырье, которое применяется для изготовления этих стеклянных трубочек, помещается в специальном держателе – стакане в плавильную печь. В основе используемого сырья – стекло, в которое добавляются красители и другие добавки, в зависимости от того, бисер с каким эффектом планируется получить в итоге. Бисер, который производится из стекла без добавления красителей, имеет белый цвет. Под воздействием высокой температуры (1550°С) масса расплавляется, а затем стекает через мелкие отверстия определенной формы в нижней части стакана. В зависимости от формы отверстий получают бусинки круглые или граненые. В центр отверстия поступает сжатый воздух, благодаря которому под высоким давлением формируется полость внутри трубочки. Печь, где осуществляется изготовление бисера, устанавливается выше таким образом, чтобы стеклянная нить, выходящая из нее, медленно опускалась вниз, одновременно с этим охлаждаясь. После охлаждения нить располагают в горизонтальном положении и натягивают при помощи специального механизма. Чем сильнее натяжение нити, тем меньше будет диаметр трубочки и, следовательно, готового бисера. И наоборот. На всех основных этапах производства бисера полуфабрикат и готовый продукт проходит проверку и сортировку.

Бракованные трубочки несоответствующего диаметра удаляются из общей партии и направляются на вторичную переработку в плавильной печи. Трубочки, диаметр которых соответствует стандарту, разбиваются при помощи специальной машины на равномерные сегменты. Качество готовой бисеринки напрямую зависит от принципа работы и точности оборудования. Например, наибольшей точности можно добиться при использовании лазера. Заготовки-нарезки из стеклянной трубочки ссыпаются в чугунный барабан, куда потом добавляется порошкообразная смесь из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. Постоянно вращающийся барабан снова нагревается, но при более низкой температуре. В этом случае кусочки стекла уже не расплавляются полностью, а лишь приобретают округлую форму и гладкую поверхность, привычные для готового бисера. Правда, бисер, который извлекается из барабана, является матовым. На следующем этапе его промывают в воде, тщательно высушивают и полируют. При производстве качественного блестящего бисера его еще раз нагревают, но уже при совсем низкой температуре – поверхность бисеринок немного оплавляется и приобретает характерный блеск. Так получают матовый и глянцевый прозрачный и цветной бисер. При изготовлении бисера со специальным покрытием, на последнем этапе проводится еще одна операция по нанесению самого покрытия. Так как эта процедура может быть достаточно сложной и трудоемкой, то стоимость бисера с особыми покрытиями увеличивается в разы.

Главными современными центрами стеклоделия и производства бисера, как и много десятков и даже сотен лет назад, остаются следующие регионы: Чехия (например, Яблонец), Венеция, Германия (Кауфбейрен). Кроме того, большая часть бисера поступает на российский рынок преимущественно из Китая и других стран Азии. Выше мы привели общую схему промышленного производства бисера, но в зависимости от региона используемая технология может кардинально отличаться. К примеру, знаменитый чешский бизнес содержит в своем составе специальные добавки (глины или шпата) в определенных пропорциях, поэтому по своим характеристикам стеклянные бисеринки становятся больше похожими на фарфоровые бусинки. Производятся они путем прессования с последующим обжигом в печи. Сами по себе такие бусинки не имеют характерной полупрозрачной структуры, однако отличаются сильным блеском, непохожим на блеск стеклянного бисера. Кроме того, на прессованном бисере есть небольшая, еле видимая поперечная полоска.

Бисер, который производится в Венеции, изготавливается в области Мурано. Для его производства используется два вида заготовок – стеклянные трубки и стержни, которые обрабатываются на специальном станке.

В нашей стране бисер выпускался в не очень больших количествах во время СССР, но не отличался ни хорошим качеством (хотя бы по сравнению с чешским), ни привлекательной ценой. Основным производителем было ленинградское объединение «Ломо», которое в восьмидесятых годах двадцатого века производило декоративные изделия из стекла. Из всего ассортимента предприятия лишь стеклярус и рубка отличались более-менее приемлемым качеством. Их производство было прекращено в скором времени после запуска, так как у компании возникли проблемы с поиском рынков сбыта своей продукции, которая к тому же не могла конкурировать с чешским бисером. На других стекольных заводах также делались попытки наладить производство стекляруса, но из-за больших затрат идея не прижилась.

Читайте также:  Бизнес на домашней одежде c надежным поставщиком

Оборудование для производства бисера можно приобрести в Китае. Основная технологическая проблема, с которой сталкиваются изготовители бисера, связана с калиброванием готовых бисеринок, а также с выявлением и отсеиванием брака. Такое производство весьма дорогостоящее, причем не только за счет цен на оборудование и аренды помещения. Прежде всего, немало средств и времени уйдет на поиск специалистов по изготовлению бисера (технологов). В нашей стране ни одно предприятие не производило качественный бизнес, который бы сравнился с западной продукцией. А те, что производили бисер низкого качества, стеклярус и рубку, уже давно закрылись. Венецианские и чешские мастера оттачивали технологию производства бисера на протяжении нескольких веков, передавая секреты его изготовления из поколения в поколение. Очевидно, что для того чтобы наладить производство продукции не худшего качества, потребуется большой капитал (если предпринимателю повезет и он найдет специалиста, готового поделиться своими наработками).

Другая большая проблема связана с организацией сбыта готового бисера. Эта продукция пользуется в настоящее время большим спросом. Хотя бисер уже давно не используется для украшения обычной одежды, тем не менее, он применяется в различного вида рукоделиях (вышивка, бисероплетение и пр.). Соответственно и конкуренция на рынке бисера высокая. Сложно сказать, сможет ли отечественный продукт конкурировать по цене с бисером, импортируемым из Китая или Индии, и, тем более, будет ли он соответствовать по качеству бисеру европейского производства. Кроме того, отечественному производителю придется бороться с недоверием российских потребителей к продукции под еще неизвестным брендом.

Производство бисера от А до Я. Возможно ли производство бисера в домашних условиях?

Это, пожалуй, одно из самых древних украшений, которое придумал человек. Им украшали себя модники Древнего Египта, Китая, Индии. Хорошо знали, что такое бисер, и в Древней Руси. С его помощью наряды знати превращались в настоящее произведение искусства.

Что такое бисер

Это маленькие (а иногда и не очень) стеклянные, пластмассовые, керамические, деревянные и даже из полудрагоценных камней элементы с отверстием, в которое можно продеть леску, нитку, проволоку.

Бисер из металла и камней практически не применяется – изделия получаются слишком тяжелыми. Как правило, это детали правильной овальной или сферической формы, однако встречаются и граненые образцы. Особый вид цилиндрического бисера называется стеклярусом.

Лидеры производства бисера

Сегодня в мире бисер производят во многих странах, однако признанными лидерами считаются Чехия, Япония и Китай. Продукция этих стран отличается по качеству и цене. Самым дешевым является бисер из Китая. Производство характеризуется массовостью, из-за этого порой страдает качество.

Производство бисера в Чехии налажено с большим размахом, к тому же в этой стране соблюдают все технологические нормы, поэтому чешская продукция уверенно занимает второе место по качеству в мире.

Прочное первое место в мире занимают японские производители.

Бисер в России

С конца восемнадцатого и до начала двадцатого века производство бисера в России осуществлялось мелкими кустарными мастерскими. Они находились в Московской, Казанской и Киевской губерниях. Бисер использовался местными ювелирами, рукодельницами и ремесленниками.

Технология производства бисера

Это достаточно сложный и высокотехнологичный процесс, впрочем, как все, что связано с декоративным стеклом. Известные мировые производители используют новейшее оборудование и тончайшие стеклянные трубочки.

Вначале стекло плавится в печи при температуре 1550 градусов. В него добавляют красители и другие наполнители, которые способны придать бисеру разные эффекты. Расплавленную стеклянную массу пропускают через матрицу с очень мелкими отверстиями. Стекая вниз, смесь охлаждается и растягивается с помощью механизма растяжения нитей.

Сжатый воздух оставляет в тончайших трубочках отверстия. От того, насколько сильно растягивается нить, зависит размер бусинок. Полностью затвердевшие трубки рубятся на отдельные элементы. Это так называемый вытяжной метод.

Кроме того, существует «крученый», или «навитой», способ. В этом случае мягкая стекольная масса, которая находится на конце металлической полосы, с помощью второго конца этой же полосы вытягивается в тончайшую нить длиной около 100 метров. Когда она застывает, ее нарезают на куски длиной около метра.

Полученные стеклянные стержни расплавляются с одного конца и наматываются на проволоку до нужного размера. Излишки стержня удаляются. Затем проволоку нагревают, чтобы будущий бисер стал ровным. Когда на проволоке собирается около пяти колец, ее охлаждают, при этом она уменьшается в размерах, и бисер с нее легко снимается. Этот метод в производстве применяется нечасто – он более подходит для изготовления прессованных бусин, а не бисера.

Используемые красители

Они весьма разнообразны – железо, кобальт, другие элементы. Интересно, что красный цвет и все его оттенки – самые трудно производимые в стекольной промышленности. Сложность заключается не столько в самом окрашивании, сколько в поддержании абсолютно одинаковых оттенков в каждой партии. Для создания бисера красных оттенков довольно часто используют драгоценные металлы. Из-за этого происходит значительное удорожание стекла и, как следствие, бисера.

Усовершенствование технологий

Ведущие мировые производители находятся в постоянном поиске способов улучшения своей продукции. К примеру, чешские мастера почти полностью изменили состав стекла для изготовления бисера. Перед помещением в печь в смесь добавляют в определенных пропорциях шпат или глину, поэтому конечный продукт скорее следует называть фарфоровым бисером. Такие изделия изготавливают методом прессования. И хотя такие бусинки непрозрачны, технология придает им неповторимый блеск, который отличает их от стеклянных.

От чего зависит цвет

Производство бисера и получение красивого и ровного цвета зависит не только от качественных красителей, но и от того, насколько хорошо настроен и работает барабан, в котором бусинки шлифуются и округляются. Немалую роль играет правильная помывка и сушка полуфабриката, а также его полировка.

Бисер, имеющий матовый цвет, без блеска, неравномерно окрашенный, возвращается на переплавку. Остальной покрывается специальными растворами, которые улучшают его качество и повышают его стоимость. Такой товар стоит дорого, но надо заметить, что и производство бисера весьма затратное.

Дорогостоящее производство

Изготовление бисера как бизнес потребует больших финансовых вложений. Понадобится много современного и дорогого оборудования, аппаратуры, печей. Кроме того, производство очень энергоемкое. Для работы плавильных печей требуется много газа или электроэнергии.

Более того, зная, как изготавливают бисер, начинающий предприниматель должен понимать, что для качественной оплавки, округления, придания формы бусинкам требуются лазерные установки, а это, как вы понимаете, немалые деньги. И даже если у предпринимателя такие средства имеются, следует задуматься, выдержит ли его продукция конкуренцию с товаром из Китая, Германии, Чехии, Японии и т. д.

Расплавленный бисер

Это один из самых популярных материалов для рукоделия. Иногда можно услышать вопрос о том, возможно ли производство бисера в домашних условиях. Исходя из всего ранее сказанного, становится ясно, что это невозможно. А вот растопить бисер доступно каждому. Правда, это касается бисера из пластмассы.

Для чего это нужно

В наше время бисеру придумывают новое применение. Из яркого расплавленного материала получаются оригинальные, креативные вещи, которые могут занять достойное место в любом интерьере.

– пластиковый бисер любого цвета, который вам нравится;

– формочки, в которых бисер будет плавиться;

– масло для смазывания форм;

– микроволновка или духовка.

Начинайте с маленьких образцов, чтобы посмотреть, что у вас получится.

Начинаем работу

Возьмите обычный противень и застелите его пергаментом – бумагой для запекания. После этого хорошо смажьте маслом выбранную вами форму. Возьмите пластиковый бисер и выложите его на дно формы, желательно в один слой.

Разогрейте духовку до 200 градусов и установите в нее противень с формочкой. Бисер может быть расположен хаотично или в определенной последовательности – это дело вашей фантазии. Проверяем степень плавления через каждые 5-7 минут. Обычно весь процесс занимает не более 20 минут. Затем вынимаем противень и даем массе остыть. Достаем фигурки и наслаждаемся своим творчеством. Таким образом можно изготовить елочные украшения, предметы интерьера, бижутерию, настенные панно и т. д.

Усложняем задачу

Теперь можно перейти к более «серьезным» композициям. Попробуйте поэкспериментировать с различными цветами и фактурами бусинок, с различной прозрачностью. Можно продумать композицию, в которой будут сочетаться разные формы.

Если расплавить бисер в стеклянной форме для запекания (ее следует тщательно смазать маслом, чтобы бисер не прилип), то можно получить оригинальную и удобную вазочку. Когда вы получите необходимый опыт, можно попробовать делать витражи, которые могут быть не только красивыми, но и тематическими. Как видите, все достаточно просто, главное, не бойтесь экспериментировать.

Бисероплетение сегодня

Этот древнейший вид рукоделия в современной моде занял свою нишу. Огромная цветовая гамма, неограниченные возможности моделирования изделий из этого материала способны удовлетворить любой каприз современной модницы. Особенно актуальны сейчас украшения из бисера – серьги и колье, броши и пояса, браслеты и шапочки. Они всегда выглядят стильно и изысканно.

В последних коллекциях модные дизайнеры объединяют в своих нарядах плетение, бисер и перья. Они советуют вместе с сумочкой, расшитой золотым или бронзовым бисером, надевать и украшения в тех же оттенках.

Производство бисера – процесс дорогостоящий и энергоемкий. Если вы рассматриваете его как свой будущий бизнес, просчитайте затраты, а главное, задумайтесь, станет ли ваша продукция конкурентоспособной.

Читайте также:  Шиншилловый бизнес: сколько стоят шкурки шиншилл

Производство бисера

Низкая цена крохотных бусинок-бисерин привлекает к этому товару внимание многих рукодельниц. Используют маленькие разноцветные бисеринки в декоре, для создания картин, украшений, всевозможных поделок и даже интерьерных мелочей. Для творческой работы бисера всегда требуется много, поэтому мелкие стеклянные бусинки так востребованы сегодня.

Страны-производители бисера

Бисер можно назвать одним из самых древних вариантов украшений. Так что совсем не удивительно, что сегодня производство бисера существует во многих странах. Наиболее развито производство в Чехии, Китае и Японии. И отечественные мастерицы прекрасно знают, что бисер китайский будет дешевым, но не совсем качественным. А вот чешский и японский бисер порадуют отличным качеством, идеальными формами и точной передачей оттенков, так как при производстве в этих странах соблюдают все технологические нормы.

В нашей стране производству бисера не уделяют особого внимания, в основном такой товар предлагают небольшие кустарные мастерские. Но это не только не мешает открыть производство бисера в России, но и дает предпринимателю некоторые преимущества. Среди преимуществ можно отметить низкую конкуренцию на отечественном рынке, большие возможности при поиске рынка сбыта с качественным и доступным по цене товаром.

Производство бисера и его особенности

Технология производства бисера достаточно сложная, ведь она напоминает производство декоративного стекла. Процесс изготовления бисера в наше время автоматизирован полностью, за счет чего и получается достаточно низкая стоимость мелких стеклянных бусинок. Оборудование для производства бисера используют современное, но от качества оборудования и от продуманного технологического процесса зависит качество товара, получаемого в результате работы.

Весь процесс производства можно разделить на несколько этапов:

  1. Стекло отправляют в печь для расплавления. Дополнительно в него добавляют специальные вещества и красители, способствующие достижению определенного эффекта внешнего вида бисера.
  2. Расплавленное стекло пропускают через матрицу с очень мелкими отверстиями. При этом смесь постепенно охлаждается и одновременно растягивается.
  3. В тонких трубочках за счет сжатого воздуха остаются небольшие отверстия. В зависимости от того, насколько нить растягивается, меняется размер бисера.
  4. После затвердения массы трубочки рубят на множество небольших частей.
  5. Нарезанные заготовки попадают в чугунный барабан, в котором они снова нагреваются, но уже не до температуры плавления стекла. В барабан добавляют толченый уголь, что позволяет получить округлую форму бисерин. Вот только на этом этапе получается бисер матовый.
  6. Бисер промывают и полируют. Для получения блеска снова мелкие бусинки проходят обработку в барабане, но при температуре еще более. Это и позволяет получить приятный блеск.

На каждом этапе полученный результат проходит сортировку и тщательную проверку. Это позволяет избежать брака, так как при выявлении бракованного полуфабриката, его отправляют вновь на переработку.

Изготовление бисера на дому

Так как технология изготовления бисера это сложный процесс, работать самостоятельно в данной отрасли бизнеса будет невероятно сложно. Да и приобрести технику для работы не дешево, нужно сразу рассчитывать на весомые вложения средств. Но если есть финансы для первых шагов, определенный запас знаний технологического процесса производства бисера и желание создавать качественный товар, тогда изготовление бисера своими руками как бизнес может быть очень выгодным мероприятием.

Другие материалы:
  • Производство пряжи

Несмотря на многообразие видов пряжи из синтетических материалов, часто не уступающих натуральным по.

Производство пресервов

Рыбные пресервы популярны среди покупателей благодаря своим особым пищевым качествам. Особенностью п.

Изготовление пуговиц

С чего начинать производство пуговиц? Первые пуговицы появились не менее чем 2500 лет назад. Тогда о.

Способы производства бисера

Ермишинская средняя муниципальная

Общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

«Декоративное изделие из бисера»

Исполнитель: Волгина Е. О.

р. п. Ермишь 2015

ВВЕДЕНИЕ

Идея данного проекта такова – я попытаюсь на основе изученного материала создать творческую работу по технологии бисероплетения.

Актуальность состоит в том, что освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные предметы интерьера, украшать трикотажные изделия. Я надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно – прикладное искусство и понять его ценность и важность.

Цель проекта: создать творческую работу, выполненную в технике бисероплетения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что такое бисер?

Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Название «бисер» происходит от арабского «бусра» или «бусер». Так называли маленькие бусинки из непрозрачного матового стекла, изготовлявшиеся в Египте. Дословно «бусер» переводится как «фальшивый жемчуг»[2]. Это были маленькие, неправильной формы кристаллы стекла, которым во время обработки придавали округлую или многогранную форму.

Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания. Известно, что в Китае его изготавливали из фарфора, а на севере местное население вытачивало его из кости мамонта (до появления торгового). Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. [1] В Индии такие бусы и бисер производят до сих пор.

История бисера и бисероплетения:

В разных временных отрезках и географических точках планеты, бисер выполнял различные функции:

являлся амулетом от сглаза, оберегом;

иногда выступал в роли современного паспорта – подтверждал принадлежность владельца к тому или иному сословию (польский бисер);

выступал в роли средств общения (любовное письмо, написанное с использованием бисера у народа банту);

играл роль денег (как средство оплаты);

применялся древними шаманами как инструмент их работы. [5]

Первоначально в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зерна, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в украшения. Использовались даже маленькие кусочки сталактитов из сумрачных пещер[2].

В то же время (приблизительно три тыс. лет до Рождества Христова) научились изготавливать бисер из обожженного песка с добавками жирной глины. Так, почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче.

Бусы из стекла были так же излюбленным украшением русских красавиц от Москвы до Киева. На Руси существовало свое производство бисера, стеклянных бус это подтверждают археологические находки бус (их найдено около 26 тысяч на территории Древней Руси). Их производство началось в начале XI века, и достигло своего расцвета к середине XIII века. Центрами производства становились Новгород, Друцк, Москва, Гнездов и т. д. [2] Бусы русского производства отличались от привозных техникой изготовления (использовалась техника накрутки и навивки), составом и цветом стекла.

В XIX веке увлечение бисером стало популярным среди всех сословий: от крестьян до барских домов. Украшались практически все домашние предметы: кошельки, коробки, головные уборы, кисеты, карточные наборы, скатерти, подсвечники, альбомы, письменные принадлежности, посуда.

Способы производства бисера

История бисера неотрывно связана с историей стекла. Изготавливать стеклянные предметы древний человек научился еще в IV тысячелетии до нашей эры. В легенде рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». [2] Со временем мастерство совершенствовалось, и во II тысячелетии до нашей эры стали выплавлять прозрачное стекло, а в I тысячелетии нашей эры – цветное.

Самым древним был способ вытягивания стекла. В большом горшке из огнеупорной глины варили шихту, однородную смесь из кристаллов соды, кварцевого песка и растертого порошок мела. Температура в чане была недостаточно высокой для того, чтобы смесь до конца расплавлялась. Затем в разогретую массу опускали металлический стержень и вытягивали нить, которую сразу же наматывали на другой стержень меньшего диаметра. Из полученной остывшей спирали и формировали бусинки: соединившиеся в круг нити отрезали от стержня, еще раз нагревали на огне и вручную полировали.

В I веке до нашей эры изобрели новый способ получения стеклянных предметов, который лег в основу современного стеклоделия. Уже не нужно было вытягивать нить, а просто из капли стеклянной массы выдували нужные по размеру трубки стекла. Еще не остывшие, но отвердевшие трубки разрезали на части специальными ножницами, очищали их от осколков и помещали во вращающийся чан с толченым углем и мелом. Уголь и мел заполняли сквозное отверстие, и в таком виде бусинки складывали в горячий чан с песком. При невысокой температуре на бусинках сглаживались все неровности, и бисер получался ровным.

С падением Римской Империи, в Европе появилось несколько центров выплавки стекла. Центр бисерного производства находится в Венеции. Здесь еще в X- XII веках начинают делать посуду из стекла и украшения. Секреты хранились не хуже секретов изготовления шелка в Китае. Верховный суд Венецианской республики издал указ, дающий мастерам-стеклодувам ряд определенных «привилегий»: большое вознаграждение за хорошо выполненную работу и изощренную смертную казнь в случае разглашения секретов производства. Но уже в 1270 – 80 годах некоторые венецианские беглецы-стеклодувы организовывают в городах Италии свои мастерские.

Изменения в тенденциях моды и искусства, возникшие в ХХ ст., приводят к постепенному исчезновению бисера из широкого обихода. Постепенно вытесняются мелкие бусины – их производство становится невыгодным. Современными центрами стеклоделия и бисера по-прежнему остаются Венеция, Яблонец (Чехия), Кауфбейрен (Германия). Привозят бисер так же из стран Азии.

Читайте также:  Как открыть магазин детской одежды

Виды бисера

Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы. Существуют различные виды классификации бисера.

Условно весь бисер можно разделить на 5 больших групп:

Рубленный бисер (рубка) это трубочки или цилиндры, иногда они могут быть гранеными.

Стеклярус – разноцветные цилиндрики, используемые для украшения одежды, интерьеров, для декорирования различных предметов. Стеклярус отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр, а основной критерий стекляруса – его длина в миллиметрах.

С бисером сочетаются бусины. Обычно они крупнее бисеринок, и могут выполняться разных размеров и расцветок. Граненые бусины («кристаллы») наиболее часто употребляются для создания бус или браслетов. Бусины, имеющие грубую фактуру, с необработанной поверхностью, носят название рустикальных.

Стразы – модные сегодня ненатуральные камни, выполняются под драгоценные камни. Их можно крепить на одежду, или создавать из них украшения.

Блестки отличаются от других подобных предметов тем, что являются плоскими, но их предназначение остается таким же – декорирование. [5, 12]

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав

История производства бисера

Бисер – (от араб. бусра – фальшивый жемчуг) – мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на предметах быта, женской одежде и т. д.).

Первые упоминания о маленьких бусинках с дырочкой в центре и украшениях, созданных из них, археологи относят к 100 тыс. году до нашей эры. В те далекие времена, а в некоторых племенах и по сей день, бисерины делают из подручных средств. Например: камни, кости, рога, бивни, кораллы, жемчужины, дерево, семена растений, бумага.

Современная история бисера начинается одновременно с изобретением стекла.

Существует две версии появления современного бисера.

По одной из версий стекло изобрели египтяне. Археологи находят украшения из бисера в гробницах фараонов и жрецов датируемые V веком до нашей эры. Египтяне любили добавлять при плавке стекла, различные вещества и тем самым получали разноцветные бисеринки. Украшения из бисера приобрели огромную популярность у египтян, их носили и женщины и мужчины. Например, дома у женщин не принято было носить одежду и они прикрывали наготу украшениями из бисера.

Вторая версия появления стекла связана с финикийскими купцами. Финикийские купцы очень много путешествовали по миру. Однажды высадившись на берег, они пытались разжечь огонь, но подручных средств, для розжига они не нашли. Тогда они достали с корабля селитру и разожгли огонь. От высокой температуры селитра расплавилась и оплавила песок, превратив его в стекло. Купцы заметили это и, вернувшись домой, начали производить стекло.

Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче. Так появились бисер – мелкие скругленные бусинки и стеклярус – бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла.

После завоевания Египта Римской империей производство стекла и бисера распространилось на всю Европу. Римляне поставили дело на поток. Торговля бисером стала одним из стратегических видов промышленности. В конце V века наше эры ремесло изготовления бисера перекочевало из Галлии (сейчас это Франция) в Византию. После распада Римской империи производство бисера переносится в Венецию, где получает огромное распространение.

Всем, наверное, интересно – из чего и как делается бисер?! Традиционно в Венеции бисер изготавливался так: мастер-стеклодув из капли расплавленной стеклянной массы выдувал длинную трубочку маленького диаметра, которую потом мелко-мелко нарезали и высыпали на сито для изъятия бракованных бусинок. Потом стеклянные зёрнышки закладывали в барабан (так называли, конечно же, не музыкальный инструмент, а круглую полую ёмкость, которую можно было раскручивать до большой скорости). Вместе с юным бисером в этот барабан ещё насыпали увлажнённую смесь угля, извести и огнеупорной глины. Барабан крутился, а смесь заполняла мельчайшие отверстия стеклянных зёрнышек. Делалось это для того, чтобы сгладить неровности стеклянной поверхности и придать зёрнам правильную округлую форму. Потом мастера отправляли бисеринки в печь для обжига. После охлаждения бисер ещё раз просеивали, отделяя от примесей, и с помощью сложного полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный во время обжига.

Со временем технология изготовления бусин усложнялась, позволяя делать бисеринки всё мельче и мельче. Бисеринки самого малюсенького размера появились, наконец, в эпоху расцвета знаменитых венецианских мастерских. Тогда они достигли такой тонкости, что на лучших старинных вышивках ряд бисеринок, нашитых на холст, оказывался равным толщине ниточек этого холста!

В X-XI веках после нескольких крупных пожаров в Венеции по вине стеклодувов и для того, чтобы сохранить секреты ремесла, производство бисера и стекла переносят на остров Мурано. Знаменитые стекольные мастерские острова с XIII по XVII век не знали себе равных. Особой интенсивностью производство бисера отличалось в ХV и начале XVI веков. В этот период появился новый рынок сбыта бисера в связи с открытием Америки, где бисер глубоко вошел в культуру американских индейцев.

В конце XVII – начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Здесь стали делать бисер, отчасти подражая венецианскому. Наряду с мелким бисером богемские фабриканты делали и стеклярус, и бусы, и искусственные драгоценные камни для вышивания. Благодаря соперничеству этих двух главных бисерных центров мелкий бисер для вышивания становится все разнообразнее, что дает возможность первой четверти ХIХ века превзойти все предыдущие периоды по количеству и качеству бисерных работ. В отличие от округлого венецианского бисера, богемский в большинстве своём был коротко нарезанным, гранёным. Сверху или изнутри его покрывали цветными эмалями, которые придавали бисеру блеск.

В конце XIX века в результате изобретения машины для производства бисера в Богемии появился дешевый бисер. В это же время происходит спад интереса к бисерному рукоделию. Бисер становится более крупным, бледнеют его цвета и оттенки.

На Руси бисер был известен с давних времен. Славяне в I тыс. н. э. были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам. Среди бусин, найденных при раскопках на территории Древней Руси, встречаются как привозные – сирийские, византийские и египетские, так и местные. Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.

Первые стекольные мастерские появились в XI веке в Киеве. Бисер использовали наряду с жемчугом, который здесь особо любили. Однако татаро-монгольское нашествие надолго остановило развитие стеклопроизводства на Руси. Долгое время бисерный материал был привозным.

С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал. Бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий.

Уже в наши дни с появлением машин бисера стало производиться все больше. Его цена и качество упали. Особым разнообразием он тоже не отличался. К середине XX века из–за бурного развития машинного производства рукоделие и бисер пришли в упадок. И только теперь, когда в моду вошла субкультура “HAND MADE”, бисерное рукоделие снова возрождается.

Сегодня в мире бисер производят во многих странах, однако признанными лидерами считаются Чехия, Япония и Китай. Продукция этих стран отличается по качеству и цене. Самым дешевым является бисер из Китая. Производство характеризуется массовостью, из-за этого порой страдает качество. Прочное первое место в мире занимают японские производители.

Производство бисера в Чехии налажено с большим размахом, к тому же в этой стране соблюдают все технологические нормы, поэтому чешская продукция уверенно занимает второе место по качеству в мире.

Сегодня технология изготовления бисера выглядит так. Вначале стекло плавится в печи при температуре 1550 градусов. В него добавляют красители и другие наполнители, которые способны придать бисеру разные эффекты. Расплавленную стеклянную массу пропускают через матрицу с очень мелкими отверстиями. Стекая вниз, смесь охлаждается и растягивается с помощью механизма растяжения нитей.

Сжатый воздух оставляет в тончайших трубочках отверстия. От того, насколько сильно растягивается нить, зависит размер бусинок. Полностью затвердевшие трубки рубятся на отдельные элементы. Это так называемый вытяжной метод.

Кроме того, существует «крученый», или «навитой», способ. В этом случае мягкая стекольная масса, которая находится на конце металлической полосы, с помощью второго конца этой же полосы вытягивается в тончайшую нить длиной около 100 метров. Когда она застывает, ее нарезают на куски длиной около метра.

Полученные стеклянные стержни расплавляются с одного конца и наматываются на проволоку до нужного размера. Излишки стержня удаляются. Затем проволоку нагревают, чтобы будущий бисер стал ровным. Когда на проволоке собирается около пяти колец, ее охлаждают, при этом она уменьшается в размерах, и бисер с нее легко снимается. Этот метод в производстве применяется нечасто – он более подходит для изготовления прессованных бусин, а не бисера.

Ссылка на основную публикацию